Цели и содержание социально-культурных технологий

Проблема цели и содержания социально-культурных техно­логий является основополагающей при разработке любой социаль­ной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, научно определенной, социально значи­мой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, тогда как цель индивидуального воспитания направле­на на формирование качеств отдельно взятой личности, а совмеще­ние общей и индивидуальной цели способствует эффективной ре­зультативности воспитания.

Если цель отражает то, к чему стремится процесс воспитания, тогда практическое осуществление цели решается через реализацию системы конкретных задач и средств решения этих задач. Нередко именно в этом заключается отличие одной системы воспитания от другой.

Существует огромное разнообразие целей воспитания и соот­ветствующих им воспитательных систем, а воспитательные систе­мы, в свою очередь, характеризуются своими целями, которые тре­буют для реализации определенных условий и средств.

Многообразие целей, направленных как на незначительные изменения отдельных личностных качеств, так и на кардинальные изменения личности, раскрывает широту их диапазона.

На формирование целей влияют многие объективные факто­ры. К ним можно отнести становление личности, ее физиологиче­ское и психическое развитие, достижения философской и педагоги­ческой мысли, уровень общественной культуры. Стратегическими факторами здесь являются уровень социально-экономического раз­вития общества, идеология и политика государства.

Как отмечает И.П. Подласый: «… не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания… не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были ото­рваны от политики и идеологии правящего класса».

История знает немало примеров человеческих цивилизаций, когда государством управляли достойные деятели, которые воспи­тание личности сумели поставить на службу народу. Но есть и об­ратные примеры оболванивания целых поколений, когда воспита­ние было поставлено на службу государственным амбициям или волюнтаристским устремлениям отдельных политиков или правя­щего класса в целом.

Именно поэтому в мировой педагогической науке и практике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, а в связи с этим определение его целей исходя из общечеловеческих законов жизни, прав и свобод личности.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что цели и воспи­тательные системы зарождались, осуществлялись и отмирали в рус­ле возникновения, развития и разрушения государственных образо­ваний. Цели очень подвижны и изменяются в связи с изменениями конкретно-исторических условий. Они не должны быть подверже­ны произвольному толкованию, а их выбор, постановка и формулировка должны опираться на объективные закономерности развития природы, общества и человека.

Цель воспитания должна отражать исторически назревшую необходимость общества в подготовке его членов к выполнению определенных общественных функций. При неточно определенной цели, когда желаемое хотелось бы выдать за действительное, т.е. без учета реальностей жизни, воспитание не может достичь недос­тижимого и наступает крах воспитательной системы.

Поэтому постановка цели воспитания должна учитывать жиз­ненные реалии, а потому – отражать достигнутый уровень развития общества и изменяться в связи с изменением этого уровня.

Однако не только этими факторами определяются воспита­тельные цели.

Интересно
Среди наиболее значимых можно отметить и такие, как темпы научно-технического и социального прогресса, экономические воз­можности общества, уровень развития философской и педагогиче­ской науки и практики, культуры, возможности учебно-воспитательных и социально-культурных учреждений, воспитате­лей, работников культуры, социально-культурной сферы и т. п.

Проблема определения цели в технологическом процессе со­циально-культурной деятельности имеет некоторые особенности, и, как отмечает А.Д. Жарков, рассматривая культурно-досуговую дея­тельность, которая является ее составной частью, «…необходимо прежде всего знать, какую общественную роль играют учреждения культуры в современной жизни общества».

Социально-культурные учреждения входят в общую систему социализации личности, ее социального развития и образования. Выполняя важнейшую функцию государственных и негосударст­венных структур, эти учреждения являются сферой внимания раз­нообразных общественных движений и инициатив, средством ра­ционального использования свободного времени.

Поскольку социально-культурная деятельность рассматрива­ется как деятельность педагогически ориентированная и представ­ляет собой систему помощи общества разнообразным слоям насе­ления по включению их в социальную жизнь, то ее воспитательная направленность предполагает использование всех элементов воспи­тательно-образовательного процесса.

Произошедший в России спад в функционировании всей системы социально-культурных учреждений повлек за собой и целый ряд негативных последствий, среди которых: утрата культурных ценностей мировоззренческого характера, девальвация фундамен­тальных человеческих ценностей, отсутствие ясно выраженной го­сударственной культурной и социальной политики.

В основу социально-культурных технологий положен про­граммно-целевой принцип, и при определении целей и содержания принято руководствоваться социальными потребностями общества, или, иначе говоря, социальным заказом.

Обосновывая цели технологической программы или проекта социальным заказом, технолог должен, удовлетворяя эти потребно­сти, предусмотреть их перспективное изменение и развитие.

Однако достижение цели – процесс достаточно сложный, многоэтапный, постепенный и не предполагает перескок с одного этапа на другой, минуя промежуточные звенья. А в связи с этим возникает задача правильной постановки и «инструментовки» глав­ной цели через серию частных целей и еще более конкретизирован­ных задач, поскольку решаются главная и частные цели на базе многофункциональной социально-культурной деятельности и цело­го комплекса потребностей личности.

Цели определяются исходя из задач, стоящих перед социаль­ным заказчиком, возможностей и особенностей конкретного учреж­дения, потребностей, интересов и запросов объекта воздействия -всего населения или различных социально-демографических групп, учета возрастного, образовательного и профессионального уровня, характера трудовой деятельности, условий труда, временных цик­лов деятельности, возможности координации усилий при решении поставленных целей с другими учреждениями и организациями, частными лицами, различными обществами и объединениями и т.д.

Совокупность целей и задач, входящих в главную цель, скла­дывается в иерархическую систему построения конкретной техно­логической программы СКД, соединяя социальные и личностные цели.

Отражение приоритетных целей и задач проявляется в опре­делении проблемного поля социально-культурной деятельности.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников вводят это понятие при рассмотрении цели и содержания социально-культурной деятельности, трактуя его следующим образом: «Проблемное поле – совокуп­ность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значи­мости, актуальности и причинно-следственной зависимости и свя­занных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений».

Если мы ответим на вопросы: «Какие проблемы существуют в социуме? Кто или что является предметом беспокойства? На ком отражается проблема? Когда и почему она возникла? и т. п.», то мы сможем не только правильно сформулировать наиболее приоритет­ные проблемы, а соответственно, и цели технологического проекта, но и уточним (диагностируем) имеющееся проблемное поле.

Представляется, что в проблемное поле надо включить не только те элементы, которые мешают социально-культурному раз­витию и поэтому подлежат устранению, но и те проблемы, которые поставил социальный технолог исходя из разработанного проекта достижения определенной цели.

Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере – это то, чем наполняется организуемое взаимо­действие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально-культурных акций и организаторами, учре­дителями, это то, чем наполняется деятельность, познание, обще­ние, творчество.

Содержание технологий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Содержание отношений человека с окружающей действи­тельностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограничить той совокупностью отношений, которая значима для человека и носит название «ценностные ориентации».

Мы согласны с определением этого понятия, данным Н.Е. Щурковой, рассматривающей ценностные ориентации как «от­ношение человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) цен­ностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «по­знание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справед­ливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в каче­стве ценности». И далее она отмечает, что ценностными отноше­ниями можно называть и отношения к ценностям, и отношения, ко­торые ценностны для жизни.

Рассмотрим, каковы наивысшие цен­ности жизни для современного человека и каков характер отноше­ния к ним, что позволит нам очертить круг проблематики техноло­гического процесса социально-культурной деятельности:

  1. Формирование отношения к человеку как наивысшей цен­ности занимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных техноло­гий, Если человек выступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызы­вает необходимость формирования следующих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отношениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гу­манизмом.
  2. Вторым ключевым элементом содержания технологическо­го процесса социально-культурной деятельности является ценност­ное отношение к жизни – признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено на формирование следующих позиций: призна­ние права на жизнь каждого человека; бережное отношение к раз­личным проявлениям жизни; восприятие жизни во всем разнообра­зии, разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в активном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы че­ловеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообра­зии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование ценностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справед­ливость», «равенство», «братство» и др.
  3. Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «со­общество», т.е. различного рода объединения людей во имя достой­ной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, что он усваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регулятором поведения человека в социуме, формирует образ социального устройства, осознание которого при­ходит к человеку под влиянием жизненного опыта и через различ­ные каналы социальной коммуникации. Важными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельно­сти общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.
  4. Ценностное отношение к труду вбирает в себя всю сово­купность рассмотренных нами отношений – к человеку, жизни, об­ществу. Через труд и творчество как высшее проявление трудовой деятельности человек демонстрирует всю свою неповторимость и уникальность. Однако отношение к труду как к ценности является вторичным в ряду мотивов, которыми руководствуется человек, и в этом отношении проявляется ценность самого человека. Основны­ми направлениями становятся приучение человека к физическим и умственным усилиям и обучение навыкам разнообразной творче­ской, общественной или иных форм трудовой деятельности.

Ориентация содержания технологических социокультурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлека­тельна тем, что их система позволяет более конкретизировано фор­мировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величина­ми, как «индивидуализм» и «альтруизм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.

Виды и типы проблем в рамках единого социокультурного пространства разнообразны и зависят от уровня и радиуса действия: общенациональные, региональные, территориальные, социально-групповые. Они могут отличаться по характеру проявления: соци­ально-демографические, социально-культурные, социально-психологические, личностные, внутрисемейные, отраслевые и т.п.

Традиционные направления содержания социально-культурной деятельности ориентированы на развитие умственное, закладывающее мировоззренческую основу, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое, а по другому основа­нию – на правовое, политическое, экономическое, экологическое и т.п. развитие. По-прежнему непреходящей целью формирования личности является обеспечение каждому человеку всестороннего и гармонического развития, это идеал, к которому стремится общест­во на протяжении многих столетий.

Существуют два подхода, которыми специалисты, работаю­щие в социально-культурной сфере, должны руководствоваться в выборе содержания социально-культурной деятельности:

  1. Знание-ориентированный, который становится необходи­мым условием социализации личности, поскольку знания способст­вуют вхождению человека в социум. При этом подходе через со­держание социально-культурной деятельности происходит знаком­ство с результатами духовного богатства, накопленного человече­ством за весь период его развития.
  2. Личностно-ориентированный подход в отборе содержания СКД является важным условием гуманизации жизни. При этом подходе отбор содержания строится с учетом интересов и запросов личности, удовлетворения и развития ее образовательных, духов­ных, культурных и других жизненно важных потребностей. Этот подход позволяет формировать гуманное отношение к личности, направлен на ее самореализацию в социокультурном пространстве, развитие природных способностей личности, не отрицая при этом общечеловеческие, социальные, групповые и др. ценности.

Эти подходы выбора содержания взаимно пересекаются и широко применяются в практике социально-культурной деятельно­сти.

Основными компонентами содержания СКД являются:

  • когнитивный опыт личности, который включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Этот компонент предполагает диалектический под­ход в познавательной и практической деятельности;
  • практический опыт личности, основанный на системе об­щих интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечи­вающих различные виды деятельности (познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная, комму­никативная), на способности личности к сохранению культуры;
  • опыт творческой деятельности личности в поиске решений новых проблем и творческом преобразовании действительности;
  • опыт отношений личности, основанный на системе мотивационно ценностных и эмоционально-волевых отношений лично­сти к миру, к деятельности, людям.

Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отноше­ний несет в себе содержательное и предметное наполнение (обуче­ние, труд, бытовое обустройство и т. п.), которое разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический фе­номен и составляет содержание социокультурного процесса, по­скольку именно ради взаимоотношений приходит человек в учреж­дения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направ­ляется на занятия в художественную студию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)