Целеобразование в организациях

Целеобразование (с точки зрения психологии) – процесс актуализации целей в сознании человека.

Этот процесс может быть бессознательным, когда осознанные образы будущего возникают в сознании как некая данность, провидение или видение или когда контекст цели остается в бессознательном (например, в результате сновидения), и осознанным, как результат самоанализа и анализа контекста, в котором происходит процесс целеобразования.

Приведем ряд толкований понятия цель, встречающихся в литературе.

Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Цель – субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цели – конкретные конечные состояния или искомые результаты, соответствующие различным уровням компании. Выделяют корпоративные цели, бизнес-цели и цели функциональной деятельности.

Если цель представляет собой не существующее, но желаемое состояния системы, а проблема есть некое противоречие в системе, требующее разрешения, то взаимосвязь исходного состояния организации, ее стратегических и оперативных целей, а также стратегических и оперативных проблем можно изобразить так, как это представлено на рис. 5.1. Из рисунка следует, что оперативные проблемы возникают постоянно и требуют своего разрешения.

Целеобразование в организациях

Интересно
Оперативная проблема, таким образом, есть незначительное отклонение состояния организации от стратегии или, если точнее, от ближайшей оперативной цели, достижение которой соответствует реализации стратегии в некоторой ее части.

Оперативная цель – состояние системы, соответствующее стратегии достижения долгосрочной цели.

Предприятие является смешанной многоцелевой системой, стремящейся к устойчивой стабильности.

Внешняя среда вынуждает предприятие реагировать на происходящие в ней изменения, что проявляется в оперативном управлении предприятием.

В том случае, если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то предприятие способно инициировать необходимые события для наступления на конкурентов.

Жизненный успех субъектов целеполагания (собственников, менеджеров, клиентов, работников предприятия) определяется успехом предприятия.

При определенных условиях субъектом целеполагания, имеющим сонаправленный вектор целей, становится конкурирующее предприятие (такими условиями могут быть образование корпорации, согласование целей деятельности взаимными соглашениями, а также иные формы сотрудничества).

Для определения связей между целями субъектов целеполагания и целью предприятия как системы необходимо сделать некоторые замечания, руководствуясь положениями системного анализа:

  • Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у предприятия, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько.
  • Под целями субъектов целеполагания будем понимать субъективные модели желаемых состояний субъектов целеполагания, достижение которых ассоциируется у субъектов целеполагания с решением проблем.
  • Под целью предприятия как многоцелевой социально-экономической системы будем понимать состояние предприятия, обеспечивающее достижение целей всех субъектов целеполагания.
  • Цели предприятия могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях (могут быть составлены на различных языках описания), причем область пересечения указанных плоскостей, вероятнее всего, будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной цели организации.

Исходя из ранее данных определений и хода рассуждений, можно построить графическую модель системы целей, состоящую из подсистем целей субъектов целеполагания предприятия.

Как показано на рис. 5.2, цели субъектов целеполагания совпадают только в некоторой своей части (сектор Цп).

Так, например, собственник предприятия заинтересован в получении дивидендов на вложенный капитал, но получение дивидендов станет невозможным, если предприятие обанкротится, поэтому он должен учитывать цели управляющего, одна из которых развитие предприятия в нечто совершенное, завоевание максимально возможной доли рынка и т.д.

Управляющий в свою очередь должен помнить о том, что развитие предприятия не самоцель – у собственника есть цель получать дивиденды и необходимо отвлекать часть прибыли для их выплаты.

Работники предприятия стремятся получать высокую зарплату и иметь приемлемые условия труда, но и они должны знать, что зарплата выплачивается из фонда оплаты труда, который закладывается в себестоимость продукции, а на себестоимость влияет производительность труда (как фактор, зависящий от прилагаемых работниками усилий), масштаб производства и уровень применяемых технологий.

Для того чтобы продукция предприятия пользовалась спросом, необходимо учитывать цели потребителей (как правило, более качественный товар за более низкую плату).

Ну и, наконец, чтобы избежать неожиданностей от конкурентов, необходимо знать их цели.

Интересно
В идеальном случае цели предприятия совпадают с целями конкурентов в некоторой части, что проявляется в случае сотрудничества.

Сотрудничество зачастую снижает конкуренцию в отрасли, но позволяет снизить издержки, часть из которых приходится на борьбу с конкурентами, и если учитываются цели потребителей, то сотрудничество гораздо выгоднее, чем соперничество.

Целеобразование в организациях

Кроме того, использование сочетания некоторых особенных свойств двух организаций может дать ощутимые конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям отрасли (например, сочетание «крупная организация – малая организация» дает сочетание высокотехнологичного потенциала и мобильности).

Если же цели конкурентов не совпадают с целями предприятия, как это показано на рис 5.2 в виде пунктирной фигуры 4А, то предприятию придется выделять часть средств для конкурентной борьбы, направленной на увеличение рыночной ниши и притеснение конкурента.

Если эти цели касаются еще и кадров, то средства будет необходимо отвлекать на дополнительное мотивирование персонала, «приобретение» наиболее квалифицированных работников конкурирующей организации и т. п.

Таким образом, можно сформулировать аксиому целеполагания: существует как минимум одна цель предприятия, достижение которой является целью (обеспечивает достижение целей) всех субъектов целеполагания.

Первое следствие аксиомы – если цель предприятия не учитывает целей всех субъектов целеполагания (на предприятии существует конфликт целей), то такое предприятие столкнется с проблемами противоречия целей различных субъектов целеполагания, что может привести его к банкротству.

Второе следствие – если известны и учтены цели всех субъектов целеполагания, то предприятие будет гармонично развиваться и его цель будет достигнута.

Третье следствие – целью любого предприятия как социально-экономической системы является стабильное развитие, показателями которого выступают:

  • рост стоимости предприятия;
  • рост доли рынка;
  • рост конкурентоспособности;
  • рост показателей финансовой устойчивости;
  • уменьшение текучести кадров;
  • рост инновационности производства;
  • рост уровня труда и социального обеспечения работников;
  • формирование и укрепление корпоративной культуры;
  • укрепление положительного имиджа предприятия;
  • рост дивидендов.

При выборе альтернатив решения проблем предприятий возникает необходимость их оценки. Оценивают альтернативы по критериям достижения поставленных целей.

Одна из возможных моделей целей системы приведена в таблице.

Целеобразование в организациях

Назначение таблицы 5.1 состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым содержание целей системы меняется в зависимости от того, что является объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что направлены цели.

Содержание таблицы 5.1 показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и существованию независимо от существования внешней среды.

Внешняя среда в лице конкурентов и потребителей продукта организации вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления.

В том случае, если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов.

Жизненный успех клиента в данном случае определяется успехом самой организации.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)