Цель и задачи проекта

Перед проектом ставилась цель создания нормативной базы для безопасной эксплуатации новой АЭС, находящейся в процессе строительства, а также разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих функционирование бесцеховой структуры управления атомной станцией.

В качестве комментария следует отметить, что после более чем четырехлетнего периода размышлений (ФЦП начинает период отсчета с 2007 года) было принято решение о формировании нормативной (документальной) базы для обеспечения эксплуатации АЭС по бесцеховой схеме управления. При этом указывалось, что полученные результаты, то есть созданные документы для бесцехового управления станцией, должны быть в последующем использованы на действующих АЭС.

Таким образом, в приказе концерна об открытии проекта «Бесцеховая структура» непосредственно фиксировалась преемственная связь его результатов с предстоящим реформированием структур управления действующих российских АЭС.

Иначе говоря, впервые в истории концерна была юридически зафиксирована точка отсчета практического движения к новой структуре управления атомными станциями. Как и полагается при открытии проекта, приказ по концерну утверждал план работы и ответственных за его исполнение, состав рабочей группы, смету затрат, источники финансирования.

Перед проектом ставились следующие основные задачи:

  1. Определение структуры и содержания нормативной базы для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС.
  2. Детализация проектных решений для новых служб атомной станции, предусмотренных проектом.
  3. Документирование процессов управления и функций новых служб атомной станции.
  4. Разработка основных организационно-штатных документов АЭС.
  5. Разработка и реализация обеспечивающих мероприятий по внедрению бесцеховой структуры управления.
  6. Согласование разработанных проектов документов с профильными подразделениями концерна, руководством АЭС, проектным институтом, надзорными государственными организациями.

План работ по проекту отражал конкретные мероприятия по решению поставленных задач и сроки их исполнения.

По задаче 1:

  • Классификация и сведение в единый электронный архив нормативных документов базовой действующей АЭС. Выделение в отдельную группу документов, касающихся структуры управления.
  • Определение степени пригодности нормативных документов, имеющих отношение к структуре управления, для использования на АЭС с бесцеховой структурой.
  • Составление перечней нормативных документов для АЭС:
    • создаваемых впервые;
    • требующих значительной переработки;
    • нуждающихся в небольшой доработке.
  • Выявление законодательных и иных ограничений по адаптации нормативных документов к бесцеховой структуре.
  • Формирование детального плана работы по отобранному массиву нормативных документов.

По задаче 2:

  • Детализация структуры служб.
  • Детализация штатного расписания служб по должностям и должностным обязанностям работников.

По задаче 3:

  • Создание регламентов работы оперативного персонала службы эксплуатации оборудования.
  • Создание регламентов работы инженерно-технических служб обеспечения работоспособности оборудования.

По задаче 4:

  • Разработка типовых Положений о подразделениях, входящих в бесцеховую структуру управления.
  • Разработка должностных инструкций для руководителей и специалистов с учетом изменений, предполагаемых бесцеховой структурой.
  • Разработка регламентов оперативного взаимодействия в бесцеховой структуре управления АЭС.

По задаче 5:

  • Обоснование, перечень и описание ключевых параметров аутсорсинговых предприятий, создание которых необходимо и целесообразно при бесцеховой структуре на различных этапах жизненного цикла АЭС. Участие в реализации различных форм аутсорсинга на АЭС.
  • Создание механизма адаптации специалистов к работе в условиях беcцеховой структуры на различных этапах строительства и подготовки АЭС к эксплуатации, корректировка документов по итогам обратной связи от руководителей и специалистов:
  • создание проектной команды в рамках АЭС для обеспечения всесторонней поддержки работы над проектом;
  • подготовка курса повышения квалификации руководителей и специалистов по теме «Развитие оргструктуры управления АЭС от функционально-объектной к функционально-процессной»;
  •  организация обучения руководителей и специалистов, замещающих должности, функционал которых значительно отличается от функционала аналогичных должностей на действующих АЭС.
  • Подготовка программ обучения технологического персонала по всем специальностям, предусматриваемым бесцеховой структурой управления.

Особое значение придавалось решению задачи по детализации проектных решений для новых служб атомной станции, представленных в официально принятом к исполнению проекте профильного института. В связи со слабой проработанностью общего проекта новой АЭС в части бесцеховой структуры управления требовалось довести до нужной кондиции организационно-штатную структуру, опираясь на лучший мировой опыт.

Для этого в рамках нашего проекта были запланированы четыре зарубежных командировки на атомные станции с аналогичным типом реакторов, из которых были проведены две поездки, по результатам которых подготовлены развернутые отчеты и внесены существенные коррективы в первоначальное представление о российском варианте бесцеховой структуры атомной станции.

В паспорте проекта «Бесцеховая структура» были четко зафиксированы основные риски и ограничения, связанные с его реализацией:

  • пассивное и активное сопротивление руководства и персонала стоящихся АЭС внедрению бесцеховой структуры управления;
  • недостаточная поддержка проекта на всех этапах его реализации профильными департаментами концерна Росэнергоатом;
  • трудности подбора квалифицированного внешнего подрядчика на исполнение большого объема разрабатываемой документации, соответствующей всем требованиям по безопасной эксплуатации АЭС.

Основное ограничение проекта – отсутствие личной заинтересованности руководителей и линейных менеджеров стоящейся АЭС в последовательном внедрении бесцеховой структуры, установленной проектом, а также отсутствие системы материальных и моральных стимулов для руководителей и персонала строящейся АЭС по внедрению бесцеховой структуры управления.

Как оказалось в дальнейшем, на решающем этапе реализации результатов проекта – на переходе к этапу практического внедрения утвержденной концерном бесцеховой оргструктуры АЭС – риски и ограничения сработали в полном объеме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)