Цель и задачи педагогического исследования
Целенаправленность – важнейшая характеристика деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ желаемого будущего, строит его в своей голове, совершает опережающее отражение действительности. Процесс представления общего результата исследовательского поиска – это процесс постановки цели (целеполагание). Цель – одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат.
Исследовательское целеполагание в педагогике есть выбор наиболее оптимальных с точки зрения потенциальных возможностей реальной педагогической действительности способов ее преобразования из существующего положения в новое, искомое, потребное состояние, в желаемое будущее. Педагогическая цель – результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.
Предвидение, связанное с сопоставлением идеала и реальности и выявлением возможности приближения к идеалу, создает возможность реального целеполагания. Оно совершается на основе анализа действительности, экстраполяции ее тенденций на будущее, с учетом регулирующих возможностей изменения условий и средств педагогического процесса. В таком процессе участвуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя, При этом учитываются педагогические, психологические, общесоциальные закономерности, которые отражают тенденции процесс развития общества.
Таким образом, цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах исследовательского поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели через постановку исследовательских задач. Задачи представляют собой декомпозицию цели исследования.
Задача является шагом (этапом) на пути достижения цели. Задача – это действие, необходимое для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Процедура целеполагания и определения порядка реализации целей (определение задач исследования) требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные области знания, учета специфики каждого исследования.
В педагогическом исследовании рекомендуется выделять не более пяти-шести задач. Однако обязательно должны быть выделены три
группы задач:
- историко-диагностические – связаны с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
- теоретико-моделирующие – отражают раскрытие структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
- практически-преобразовательные – направлены на обработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Правильно поставленные задачи определяет точный «маршрут» исследовательского поиска, уточняют, какую последовательность действий нужно выстроить, чтобы решить проблему.
Задачи рекомендуется формулировать как можно точнее, так как каждая задача в определенной степени отражает содержание одной из глав научной работы (выпускной квалификационной работы, кандидатской диссертации). Задачи целесообразно формулировать в глагольной форме: изучить…, проанализировать…, сравнить…, выявить…, исследовать… и т.п.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Теоретические методы исследования в педагогике
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Классификация методов исследования в педагоге и психологии
- Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу