Цель и задачи педагогического исследования

Целенаправленность – важнейшая характеристика деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ желаемого будущего, строит его в своей голове, совершает опережающее отражение действительности. Процесс представления общего результата исследовательского поиска – это процесс постановки цели (целеполагание). Цель – одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат.

Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель в педагогическом исследовании имеет некоторые особенности. Это результат целеобразующей деятельности, проектирующей, в свою очередь, целенаправленную преобразующую деятельность субъектов образования – педагогов и воспитанников. Это своего рода «двойное» целеполагание и «двойная» целесообразность.

Исследовательское целеполагание в педагогике есть выбор наиболее оптимальных с точки зрения потенциальных возможностей реальной педагогической действительности способов ее преобразования из существующего положения в новое, искомое, потребное состояние, в желаемое будущее. Педагогическая цель – результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.

Предвидение, связанное с сопоставлением идеала и реальности и выявлением возможности приближения к идеалу, создает возможность реального целеполагания. Оно совершается на основе анализа действительности, экстраполяции ее тенденций на будущее, с учетом регулирующих возможностей изменения условий и средств педагогического процесса. В таком процессе участвуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя, При этом учитываются педагогические, психологические, общесоциальные закономерности, которые отражают тенденции процесс развития общества.

Таким образом, цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах исследовательского поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Интересно
Она может быть сформулирована, например, как обоснование новых концептуальных подходов в обучении и воспитании школьников и студентов, как разработка новых методик и технологий, средств и педагогических условий совершенствования управления образовательным процессом, а также как обоснование новых теоретических положений, связанных с развитием новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели через постановку исследовательских задач. Задачи представляют собой декомпозицию цели исследования.

Формулируя задачи, ученый обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

Задача является шагом (этапом) на пути достижения цели. Задача – это действие, необходимое для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Процедура целеполагания и определения порядка реализации целей (определение задач исследования) требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные области знания, учета специфики каждого исследования.

В педагогическом исследовании рекомендуется выделять не более пяти-шести задач. Однако обязательно должны быть выделены три
группы задач:

  • историко-диагностические – связаны с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
  • теоретико-моделирующие – отражают раскрытие структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
  • практически-преобразовательные – направлены на обработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Правильно поставленные задачи определяет точный «маршрут» исследовательского поиска, уточняют, какую последовательность действий нужно выстроить, чтобы решить проблему.

Составление перечня задач чаще всего проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для получения результата (цели). Затем происходит своего рода «обратное восхождение» от цели к исходным позициям.

Задачи рекомендуется формулировать как можно точнее, так как каждая задача в определенной степени отражает содержание одной из глав научной работы (выпускной квалификационной работы, кандидатской диссертации). Задачи целесообразно формулировать в глагольной форме: изучить…, проанализировать…, сравнить…, выявить…, исследовать… и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)