Третьяковская галерея

В мае 1860 года двадцативосьмилетний московский купец Павел Михайлович Третьяков, собираясь в заграничное путешествие, составил “Завещательное письмо”, согласно которому в случае его неожиданной смерти бoльшая часть принадлежащего ему капитала – сто пятьдесят тысяч рублей – должна быть употреблена на устройство в Москве “общественной картинной галереи”.

С упорством и мужеством, которые были отличительными чертами его натуры, “молчаливый, скромный, как бы одинокий, без какой-либо аффектации”, – как писал о нем М. Нестеров, – из года в год, до конца дней, неища, но, напротив, избегая изъявлений благодарности, Третьяков совершал дело создания национального музея. Он видел в этом осуществление своего нравственного долга перед русским обществом.

Любитель, не имевший ни специального образования, ни связей в художественных кругах – ничего, кроме “истинной и пламенной любви к живописи” (по его собственному признанию), – еще не мог иметь определенно выраженных позиций. Однако следует отметить стремительность, с какою он выдвигается в число ведущих собирателей современного искусства, становится признанным авторитетом, “судьей нелицемерным”.

“Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес… – пишет Третьяков в 1861 году, – дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника”.

Чрезвычайно характерно, что в этом суждении Третьякова оказываются соединены понятия правды и поэзии. Не отказ от поэзии ради правды – идея, столь популярная в 1860-е годы, и не пренебрежение к “низкой” правде ради торжества поэзии – тезис, на котором продолжали настаивать академисты, но ощущение поэзии как качества, неотъемлемого от правды, именно в ней заключенного.

Интересно
Так можно было бы сформулировать основополагающий эстетический принцип Третьякова. В августе 1892 года Третьяков принял решение о передаче галереи (вместе с собранием картин, завещанных ему братом Сергеем Михайловичем) в дар городу Москве. 15 (27) сентября 1892 года Московская Городская дума официально приняла дар братьев Третьяковых.

Он включал в себя 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, 75 картин и 8 рисунков иностранных мастеров. Дар Третьяковых был оценен без малого в 1 429 000 рублей! В августе 1893 года музей был открыт для всеобщего бесплатного обозрения как Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых.

В уважение заслуг П. Третьякова перед городом, “в знак глубочайшей признательности…” в декабре 1896 года Третьяков был признан почетным гражданином Москвы.
С переходом галереи в собственность города пополнение её не прекращалось: оно происходило и на средства, ассигнованные для этой цели Московской Думой, и на проценты с капитала, завещанного Думе С. Третьяковым, и за счет пожертвований и дарений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)