Теория пассионарности

Лев Гумилёв (1912–1992) Был едва ли не самым оригинальным представителем отечественной культурологической мысли двадцатого века. Сын выдающихся русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Рассматривал культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и космических сил.

В истории народов (этносов) мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли одни этносы исчезают и появляются
новые. Древности принадлежат халдеи и этруски, скифы и викинги. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев… Но почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие себя отделять от соседей? Гумилев писал, что этносы образуются достаточно редко.

Он ввел в употребление новый параметр этнической истории – пассионарность. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие толчка и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Он называл таких людей пассионариями.

Интересно
Пассионарии стремятся изменить окружающее – и способны на это. Такая деятельность требует повышенной способности к напряжениям, она связана с затратами определенного вида энергии. Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Первая фаза – фаза пассионарного подъема, вызванная пассионарным
толчком.

Следующая фаза – акматическая – это наибольший подъем пассионарности. В истории обычно эта фаза сопровождается внутренним соперничеством, стремлением не создавать целостности. Далее наступает фаза надлома. Пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Как правило, энергия людей в этот период кристаллизируется в памятниках культуры и искусства.

Внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием: система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность. Далее наступает инерционная фаза. Этнос начинает жить по инерции – благодаря приобретенным ценностям. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходят образование больших государств, создание материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых, гармоничных людей.

Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, которые руководствуются потребительской психологией А после того как субпассионарии уничтожат все что осталось от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза – мемориальная. В это время этнос сохраняет лишь память о своей культурной традиции. Затем исчезает и память – приходит время обывательского покоя.

Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза. Благодаря этому человечество не исчезает с лица Земли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)