Требования к логике изложения научного исследования

Изложение подчиняется своим законам и обладает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики исследования, но не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать заключительное сочинение (доклад, статью, отчет), он уже знает результат, и этот результат определяет способ изложения.

В изложении нередко предпочтительнее начинать с фундамента, с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Возможен еще один вариант изложения – от теоретически исходного положения. Например, от понятия цели и задачи в обучении и воспитании. Тогда от исходного понятия, как от зерна, «клеточки» выстраивается вся система изложения. Например: если за исходное берется понятие «воспитательное отношение», то раскрывается его сущность, виды таких отношений в обучении, во внеклассной работе, роль педагога в их формировании.

Итак, возможны три основных методических варианта изложения:

  • воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;
  • воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;
  • теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Возможен такой вариант изложения, при котором позиция авторов, полученные ими решения раскрываются не сразу (скрытая позиция автора).

Например, ставится проблема, излагаются варианты ее возможного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях.

Иначе говоря, поставив проблему, автор воссоздает в общих чертах реальный процесс исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения.

Интересно
Может быть и другой вариант, где представлена открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать.  Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные и привлекательные способы изложения результатов своих изысканий. 

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)