Трансформация первоначальных символов в пиктографическое письмо

Подробный анализ форм примитивного «дологического» мышления приводит к признанию древности магических знаков. «Дологическому» мышлению знак всегда представляется «сопричастным» с обозначаемым им предметом. Связь между этим знаком и вещью мыслится не как условная и отвлеченная связь знака и значения, но как полное единство, полное тождество.

На этом отождествлении и построены разнообразные формы магии знаками, представленные у современных многочисленных народов первобытной культуры Азии, Африки, Америки, Океании, а также в иудейской каббале. Исторические свидетельства существования подобной магии имеются и у цивилизованных народов.

Однако они относятся ко временам, значительно отстоящим от нас в глубину тысячелетий. Для Руси это возраст, начиная с 4-ёх тыс. лет до н.э. и старше. Отголосками этого являются всевозможные амулеты более позднего и современного времени.

Факт сосуществования у всех народов магических и практических знаков заставляет предположить исконное их единство. Очагом такого единства являются центральные области Русской равнины. Антропологически это единство связано с европеоидным человеком (неоантропом, проторусам) и практически совершенно не применимо к неандертальскому виду человека.

Возможно, что первоначально магический знак обладал сразу несколькими значениями и служил нескольким целям. В таком случае, сохраняя магическую силу заклинания, проклятия, предостережения, зрительный знак постепенно становился сигналом изображаемого им предмета; магические свойства его постепенно отступают на задний план, мистические представления уступают всё большее и большее место представлениям реальным, и, в конце концов, ими вытесняются.

Таким образом, мистический характер зрительного знака составляет идеальную возможность его развития в знак письменный в том смысле, как мы понимаем его ныне. В подтверждение сказанному следует привести следующие высказывания, сохранившиеся у разных народов в той или иной интерпретации – «символы – это знаки богов», «буквы – это символы богов».

С течением времени шло развитие образа символа, а также происходило его наполнение разноплановыми магическими символами. Первоначально – памятные зрительные знаки отличаются огромным разнообразием материала. Результатом дальнейшего усовершенствования техники является вслед за унификацией магического знания выделение из общей массы зрительных символов графических знаков, соответствующих ключевым понятиям.

Таким образом, история происхождения письма предполагает, прежде всего, на базе мистического миропонимания, развитие у человека сначала абстрактного мышления, а потом и логического.

В тот момент, когда в мистический мир магических знаков вкралась устойчивая система их идентификации, была заложена первая возможность письма. Типологически исходной точкой письма приходится всё же считать рисунок, делающий содержание сообщения зримым образом. Зарождение письма совершается в тот момент, когда графический зрительный знак становится образным выражением известного смысла.

«Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, пиктография, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографическое письмо – не письмо в собственном смысле, так как не фиксирует саму речь, а отражает её содержание, причём обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка – «мир», в современном пиктографическом письме два соединённых сердца – «любовь», прямоугольник в круге – «нет проезда»). Пиктографическое письмо известно с эпохи неолита. В современных культурах пиктографическое письмо применяется как подсобное средство общения – в знаках регулирования уличного движения, вывесках и т.п.».

В современное время пиктографическое письмо этнографически лучше всего засвидетельствовано у племён Северной Америки (эскимосы, индейцы), Меланезии, Африки (эве, экои и др.), на северо-востоке СССР (коряки, юкагиры) и др. Палеоазиатские народы России и Америки ещё в начале 20-го века пиктографическое письмо.

В более ранние времена пиктография, «как ясно по сохранившимся образным надписям на скалах и в пещерах, существовала у доисторического человека».

Здесь мы в очередной раз обязаны задать справедливый вопрос: почему в России – стране, основное население которой русские, очаге возникновения европеоидной культуры, учёные совершенно не изучают русское пиктографическое письмо? Образцов этого письма по всей Древней Руси засвидетельствовано огромное множество.

Невозможно более оставлять на совести российских учёных все ТАКИЕ «упущения»: так часто мы натыкаемся на неисследованность конкретного исторического вопроса, касающегося именно Руси и русского населения, в то время как аналогичные вопросы в других странах исследованы полностью – и российскими учёными в том числе, и, в том числе, на средства и за счёт средств, выделенных на изучение славянства.

Следует отметить, что археологи снабжают исследователей всё новыми и новыми предметами, орнаменты с поверхности которых с высокой долей справедливости можно отнести к разряду пиктограмм.

В «Книге Ра» результаты таких исследований представлены более полно и систематизированы. В частности, установлено, что в русском алфавите «Раi» каждая из букв имеет свой так называемый «паспорт», в котором отражён целый спектр категорий. Для примера представим паспорт буквы «Р» (R).

Таблица – Паспорт буквы «Р» (пропусками обозначены пока не установленные соответствия)

Как видно из представленного «паспорта», буква унаследовала все перечисленные выше свойства пиктографических знаков – календарность, магичность, астрономичность, религиозность и др. Паспорта других букв приведены в. В русле нашего рассуждения нетрудно заметить, что каждая буква алфавита «Раi» точно соответствует пиктограмме, обозначающей соответствующее понятие.

Некоторые факты из истории отдельных, ещё существующих на постпиктографическом уровне идеографических систем письма (в частности, китайского) позволяют установить важное влияние на развитие пиктограммы в идеограмму так называемого «языка жестов», применяемого у многих первобытных народов для межплеменного общения.

Поскольку жест, т.е. зрительный знак не графический, приобретает в этой форме общения отвлеченное значение, становится сигналом отвлеченного понятия, ясно, что здесь намечается путь для отыскания графических знаков для выражения отвлеченных значений. Например, «Р» на языке жестов изображается открытым ртом и приставленным к нему снизу сбоку указательным пальцем, см. выше паспорт буквы «Р». В другой системе – букву «Р» изображают пальцы, сомкнутые в кольцо.

Графическое изображение символического жеста становится графическим изображением отвлеченного понятия, им выражаемого.

Таким образом, наличие у человечества условных зрительных знаков одного типа (жестов) способствовало развитию простейших зрительных знаков другого типа (графических) в условные и отвлеченные начертания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)