Типология образовательных технологий

В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.

Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры:

  1. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии.
  2. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные.
  3. Технологии дополнительного образования.
  4. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Типология по используемым способам, методам, средствам:

  1. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии.
  2. Технологии программированного и проблемного обучения.
  3. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения.
  4. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии.
  5. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

Типология по функционально-организационному признаку:

  1. Массовые, групповые и индивидуальные технологии.
  2. Технологии коллективного и дифференцированного обучения.
  3. Классно-урочные, академические и клубные технологии.
  4. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования).
  5. Технологии компенсирующего, коррекционного обучения.
  6. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии.
  7. Альтернативные технологии.
  8. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.

Специалистам социально-культурной сферы – менеджерам, педагогам, тренерам, технологам – приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий, к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности.

Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные:

  • идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии;
  • программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности.

Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в банк технологических данных обеспечивают мастер-классы.

В кругу профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий, инновационных разработок и их практических результатов.

Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)