Типология культур Дж. Фейблмана

В своей монографии «Теория человеческой культуры» (1968) Фейблман рассматривал культуру как определенную систему ценностей и как прикладную онтологию (науку о сущем). Культура определена им как определенный выбор части из целого, к примеру, принимаемое большинством членов социальной группы верование относительно природы реальности. При этом, напомним, для Фейблмана важнейшими элементами культуры были этос (характер народа) – как эмоциональный элемент культуры и эйдос (образная память) – как ее рациональный элемент, совпадающий со здравым смыслом.

Согласно теории автора в истории человечества сменились семь типов культур: допервобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная, постнаучная культуры. Каждая из них апеллирует к определенной системе ценностей.

Допервобытная культура была ориентирована, в основном, на выживание человека в тяжелых условиях природной среды, которая была неким тираном по отношению к нему, и человек жил лишь по ее милости. Главной ценностью была физическая сила. Семья представляла собой первую социальную организацию. Вначале это были полигамия и матриархат, затем – патриархат. Вполне оправданным казалось существование человека, способного добыть пищу, отразить нападение врага, соорудить жилище, продолжить род. Религия этого периода – тотемизм, вера в происхождение людей от природного предка.

Первобытная культура была первым типом развитого общества. Формировались подражательный язык и анимистические верования (вера в духов). Браки внутри одной родственной группы запрещались (экзогамия). Люди стали складывать легенды и мифы о своем происхождении и о происхождении мира. Общественная жизнь такой культуры высоко организована, а кто хочет ее изменить, тот перестает быть членом сообщества. Изгнанник же подвергает свою жизнь смертельной опасности.

Эта культура замкнута, у нее нет контактов с другими культурами. Социокультурный институт этого периода – кровнородственная группа, т.е. большая семья. В качестве предшественницы науки выступала магия, которая сопровождается ритуальными танцами. То же значение имела религия этого периода, она заменяла науку, искусство и философию. Божествами выступали персонифицированные силы природы (Солнце, Луна).

Тотемизм и экзогамия в большой степени влияли на политику рода и ее нормы (их в основе – кровнородственные отношения). Развивалось сельскохозяйственное производство – скотоводство и ручное земледелие. Общественное управление – совет старейшин.

Военный тип культуры стал шагом вперед в сфере социальной организации. Более всего эта культура проявлялась в двух видах деятельности: торговой и военной. Ее принцип – получение максимально возможного, отсюда – агрессивность, хищничество, грабительство, алчность. Главное и единственное ее достижение – письменность. Доминирующим видом искусства становится архитектура.

Востребована способность к отказу от личных чувств во имя общей цели. Мужчина нужен для войны, женщина – для рождения воинов. Все остальное считается излишним. Культура строго регламентирована. Она починена принципу: «Следуй своему предназначению и прекрати бояться».

Интересно
Развивается обработка природных материалов, используемая для производства оружия (железо). Формируются армии (ассирийская), необходимые для создания огромных империй. Способ производства основан на широко применяемом рабстве. А общественными добродетелями являются те, что основаны на материальных, ощутимых ценностях и принципах. Однако эта культура живет за счет меча, а потому она и погибает от него. Это весьма хрупкая культура. Примером ее может служить Ассирия, павшая в процессе кровопролитных войн. Подобные культуры не затухают медленно, а гибнут сразу.

Воспитание, которое получает человек в условиях подобной культуры – «спартанское», т.е. бездуховное. Изобразительное искусство, философия, литература, поэзия – в упадке. Религия связана с политикой и войнами. Богами становятся боги войны (Мардук в Вавилонии, Марс в Риме). В этот период снижается значение семьи. И, хотя развивается цивилизация (строятся дороги), она служит исключительно военным целям.

Религиозный тип культуры явился своеобразной реакцией на бездуховность военной культуры. В этот период формируются универсалии культуры (т.е. предельно общие понятия). К ним относятся: Бог, добро, зло. Молитва становится средством общения со сверхъестественным.

Главный догмат этого периода культуры – безразличие к жизни. Главный принцип – аскетизм, умеренность, пост. Способом производства становится феодализм. В церкви господствует иерархия священнослужителей.

В этот период закладывается фундамент абстрактного языка. Это время абстрактных богов, абстрактной логики и абстрактных ценностей. Троица явилась подлинным образцом единства логики и ценности, представляемого Богом-Отцом, Христом и Духом Святым. Церковь стала основным социальным институтом.

В сельском хозяйстве этой культуры развивается пашенное земледелие. В изобразительном искусстве творят профессиональные художники. Развивается т.н. «чистое искусство». В науке процветают астрология, алхимия, магия (т.е. антинаучность). Философия ограничена требованиями религии. Культурный прогресс затруднен многочисленными запретами.
Далее следуют три развитых типа культур: цивилизованный, научный и постнаучный.

Цивилизованный тип культуры явился, в свою очередь, реакцией на религиозную культуру. Цивилизация привела к появлению позитивных человеческих ценностей. Цивилизованная культура – это урбанистическая культура (т.е. культура городов). Она обращена к разуму, появились философия, наука, литература, искусство.

Цивилизованная культура ценит уникального человека, со своими собственными критериями чувств, мысли и действия. Уникальные индивиды составляют сообщество людей. Рациональность становится особым образом мысли. Вера в загробную жизнь отсутствует. В обществе нет жестких организационных структур. Примером подобного типа культур могла, по мысли Фейблмана, служить европейская культура ХVII–ХVIII вв. В условиях этой культуры развивались капиталистические производственные отношения, росла механизация. В науке использовались абстрактные понятия и категории. Возникали образовательные и иные учреждения, социальные институты. В мировоззрении преобладали скептицизм и атеизм.

Научный тип культуры обозначил рост реализма, развитие теоретических наук, увеличение объема знаний, формирование новых идеалов. Примерами служат современные европейская и американская культуры.

Идеалом становилась любознательная личность, занятая поиском природных тайн бытия, а критерием такой личности – степень любознательности. Выгода – побочна, главное – знание. Формировался профессиональный язык. Науки разделились на фундаментальные и прикладные, т.е. технологические. Богом становилась сама природа, а теологией – космология, в основе которой лежит метафизический (философский) реализм.

Постнаучный тип культуры, или рациональный тип, отличается от научного степенью развития. Основные понятия этого типа культуры – наука, философия, искусство. Главной целью явлилось знание во всех областях. А главной ценностью – удовлетворенность жизнью.

Эта культура стоит ближе всех иных к созданию совершенного сообщества. Ее цель – создание рая на Земле, конечно, не может быть достигнута, но она максимально приближается к ней. Ее деятельность – в освоении территорий, преодолении конфликтов.

Она умело сочетает теорию с практикой. Появляется общий искусственный язык культуры, словесная однородность. Философия становится общим мировоззрением, она рационально направляет другие науки и исследования и контролирует их. Религия перестает быть догматической. В ней исчезнут межконфессиональные различия. Человек станет действительно толерантным (терпимым), он поймет, что все, созданное Богом, одинаково богоподобно.

Типы культур, представленные Феблманом, – логические системы реальных ценностей. Следовательно, они могут существовать в любой последовательности. Сущность их различна, она определяется конкретным бытием. Культурные типы не равноценны, но внутри их возможно сосуществование всех типов.

Типы, выделенные Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип.

Поэтому отнесение конкретной культуры к одному из идеальных типов может быть только условным, однако, используя эти категории типов культуры, можно объяснить особенности конкретных культур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)