Типичные способы совершения налоговых преступлений
В условиях развития предпринимательства, ликвидации теневой экономики, привлечения в страну полномасштабных инвестиций борьба с налоговыми преступлениями становится важнейшим направлением деятельности оперативно-розыскных органов.
В настоящее время функция выявления преступлений, нарушающих законодательство РФ о налогах и сборах, возложено на оперативных сотрудников территориальных подразделений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК МВД РФ). По данным ГИАЦ МВД России, в 2016 г. ими выявлено 9283 налоговых преступлений, а их рост составил по сравнению с прошлым годом 2, 68%. Свою деятельность сотрудники данных подразделений осуществляют при взаимодействии с различными контролирующими органами (Счетная палата РФ, ФНС РФ, ФТС РФ, ФАС РФ и др.).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается на неразрывную связь налогового преступления и нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, и относятся к налоговым преступлениям следующие общественно опасные деяния:
- уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.198, 199 УК РФ);
- неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в соответствующий бюджет (ст.199.1 УК РФ);
- сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст.199.2 УК РФ).
Налоговые преступления представляют общественно опасные, запрещенные законом под угрозой наказания умышленные деяния, связанные с нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. На умышленный характер налоговых преступлений указывалось на совместном заседании ФНС России и Следственного комитета России, по результатам которого выработаны методические рекомендации, могущие использоваться при выявлении и расследовании данных преступлений.
По схеме распределения преступных связей можно выделить налоговые преступления, совершенные:
- одним лицом;
- группой лиц в одной организации-налогоплательщике;
- группой лиц в нескольких организациях (банки, налоговые органы, контрагенты и др.).
Наиболее распространенным является совершение налогового преступления группой лиц в организации налогоплательщика (п. «а» ч. 2 ст.199 УК РФ). Чаще всего в таких преступлениях принимает участие руководитель и главный бухгалтер организации, а также другие работники бухгалтерии. В ранее проведенных исследованиях по данному вопросу отмечается, что в 76% случаев к уголовной ответственности за налоговое преступление привлекался руководитель организации, в 16% – главный бухгалтер, в 8% -руководитель и бухгалтер.
Многочисленные авторы, исследующие проблемы борьбы с налоговыми преступлениями, предлагают различные классификации способов их совершения (В.Д. Ларичев, Л.В. Платонова, И.Н. Соловьев, Е.Н. Шахов и др.). Под способами совершения налогового преступления они понимают прием или совокупность приемов, который использует субъект для осуществления преступного деяния, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии или представлять систему (схему) действий.
В связи с этим целесообразно выделить наиболее распространенные в правоприменительной практике способы совершения налоговых преступлений, которые встречаются в деятельности специализированных оперативных подразделений ОВД. Искажение или сокрытие сведений налоговой отчетности о хозяйственной деятельности, предоставляемой в налоговый орган. Признаки таких действий могут быть обнаружены оперативными сотрудниками в учетном процессе.
К ним относятся:
- наличие в налоговом органе отчетных документов, содержащих заведомо ложные сведения;
- отсутствие в налоговом органе первичных документов или представление их;
- полное или частичное отсутствие в налоговом органе документов налоговой и бухгалтерской отчетности;
- отсутствие сведений о фактическом месте нахождения организации и лицах, действующих от ее имени;
- сокрытие сведений об открытых расчетных счетах.
Не составление или уничтожение документов бухгалтерского учета
Признаками такого способа являются:
- полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов, на основании которых формируется налоговая отчетность;
- отсутствие в организации-налогоплательщике специально уполномоченных внутренними документами лиц, которые отвечают за ведение бухгалтерского учета;
- не ведение бухгалтерского учета в организации.
Уничтожение документов налоговой отчетности при проведении проверочных мероприятий может маскироваться под форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление, утрата при транспортировке, кража и др.) и предоставление в контролирующую организацию, расположенную в другом регионе.
Фальсификация сведений о реально заключенных сделках. Сведения могут быть выявлены в процессе проверки организации-налогоплательщика.
Признаками таких сделок являются:
- несоответствие между проверяемыми сделками и взаимосвязанными с ними операциями или сопутствующими расходами (превышающее потребление сопутствующей продукции, транспортные расходы, затраты на оплату труда сотрудников;
- противоречие бухгалтерских и иных документов (переписки, оперативно-технической документации и др.);
- противоречия между показанием руководителей и исполнителей операций и контрагентами.
На фиктивность сделки могут указывать: отсутствием документов на перемещение товаров, отсутствие документов оперативно-технического учета; передача товаров, выполнение работ и услуг, не характерных для направления деятельности организации, передача товаров и выполнение работ (услуг); передача товаров (услуг), которые могут быть выполнены самим налогоплательщиком.
Использование фирм-« однодневок»
Создание подобных «фирм» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Они, как правило, регистрируются на лиц, утративших документы, подставных или умерших граждан с целью занижения налоговой базы и незаконного возмещения НДС из бюджета.
При этом признаками таких организаций являются:
- массовая регистрация 5-10 фирм, в которых лицо является не только учредителем, но и руководителем;
- нахождение по одному адресу несколько десятков организаций;
- оформление большого количества организаций на одно лицо;
- не ведение организацией хозяйственной деятельности и отсутствие в ней наемного персонала, за исключением руководителя.
Подобные организации через короткий промежуток времени могут ликвидироваться или присоединяться к основному предприятию. Использование аффилированных организаций для совершения налоговых преступлений
К их числу относятся: лица, входящие в управление органом (совет директоров, наблюдательный совет), лица и компании, владеющие 20% и более акций, компании, входящие в финансово промышленные группы самой группы организации-налогоплательщика. Контроль за списками аффилированных компаний осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ).
Аффилированные организации используются с целью: искажения сведений о реальных сделках; оформления фиктивных сделок; получения налоговых льгот
Основными признаками использования данных организаций для совершения налоговых преступлений являются:
- согласованность действий налогоплательщика и контрагента;
- зависимый характер аффилированного лица от налогоплательщика (организация владеет другой, и находятся в одном офисе, подчиненность в совместной работе, родственные связи и др.).
Осуществление взаиморасчетов в наличной форме и безналичной форме. В данной ситуации передача денег осуществляется через кассу путем составления фиктивных кассовых документов либо с целью их последующего уничтожения для сокрытия полученной прибыли налогоплательщиком или контрагентом для подтверждения расходов.
Признаком таких действий по нарушению налогового законодательства является:
- превышение лимита наличных денежных средств в кассе;
- большие суммы денежных, выдаваемых в «под отчет»;
- наличие фактов кредитования наличными деньгами между физическими лицами и организациями;
- выдача зарплаты сотрудникам минуя кассы и перечисления на счета.
Наиболее распространенным является прием снятия наличных денежных средств со счета и использование его на коммерческие цели. При безналичном расчете могут использоваться схемы по возврату денег под видом кредитных обязательств. Например, проведение операций по счетам открытым в одном банке; разовый характер перечислений денежных средств; направленность операции на использование контрагентов, зарегистрированных в оффшорной зоне; оплата различных видов ценных бумаг.
Противодействие функции налогового контроля выражается в не предоставлении документов налоговой отчетности и игнорировании общения с органами налогового контроля.
Невыполнение требований налоговых органов основано на бездействии налогоплательщика (невыполнение действий, предусмотренных налоговым законодательством), которое выражается в следующем:
- не предоставление требуемых документов;
- игнорирование решений и законных требований налоговых органов;
- не явка в налоговый орган;
- отсутствие возражений налогоплательщика на акты и решения налогового органа.
Перечисленные способы не являются исчерпывающими, а признаки их проявления могут изменяться, совершенствоваться и использоваться для уклонения не только от одного налога или системы налогообложения, а от нескольких налогов (налог на добавленную стоимость, доходы на физических лиц, налога на прибыль и др.).
- Особенности взаимодействия следственных, оперативно-розыскных подразделений и органов налогового контроля
- Дальнейший этап расследования налоговых преступлений
- Первоначальный этап расследования налоговых преступлений
- Особенности выявления признаков налогового преступления и возбуждения уголовных дел
- Характеристика личности налогового преступника
- Расследование налоговых преступлений
- Понятие и содержание криминалистической характеристики налоговых преступлений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу