Типичные способы совершения налоговых преступлений

В условиях развития предпринимательства, ликвидации теневой экономики, привлечения в страну полномасштабных инвестиций борьба с налоговыми преступлениями становится важнейшим направлением деятельности оперативно-розыскных органов.

В настоящее время функция выявления преступлений, нарушающих законодательство РФ о налогах и сборах, возложено на оперативных сотрудников территориальных подразделений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК МВД РФ). По данным ГИАЦ МВД России, в 2016 г. ими выявлено 9283 налоговых преступлений, а их рост составил по сравнению с прошлым годом 2, 68%. Свою деятельность сотрудники данных подразделений осуществляют при взаимодействии с различными контролирующими органами (Счетная палата РФ, ФНС РФ, ФТС РФ, ФАС РФ и др.).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается на неразрывную связь налогового преступления и нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, и относятся к налоговым преступлениям следующие общественно опасные деяния:

  • уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.198, 199 УК РФ);
  • неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в соответствующий бюджет (ст.199.1 УК РФ);
  • сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст.199.2 УК РФ).

Налоговые преступления представляют общественно опасные, запрещенные законом под угрозой наказания умышленные деяния, связанные с нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. На умышленный характер налоговых преступлений указывалось на совместном заседании ФНС России и Следственного комитета России, по результатам которого выработаны методические рекомендации, могущие использоваться при выявлении и расследовании данных преступлений.

По схеме распределения преступных связей можно выделить налоговые преступления, совершенные:

  • одним лицом;
  • группой лиц в одной организации-налогоплательщике;
  • группой лиц в нескольких организациях (банки, налоговые органы, контрагенты и др.).

Наиболее распространенным является совершение налогового преступления группой лиц в организации налогоплательщика (п. «а» ч. 2 ст.199 УК РФ). Чаще всего в таких преступлениях принимает участие руководитель и главный бухгалтер организации, а также другие работники бухгалтерии. В ранее проведенных исследованиях по данному вопросу отмечается, что в 76% случаев к уголовной ответственности за налоговое преступление привлекался руководитель организации, в 16% – главный бухгалтер, в 8% -руководитель и бухгалтер.

В условиях развития экономической деятельности хозяйствующих субъектов постоянному совершенствованию подвергаются способы совершения налоговых преступлений, а лицами, склонными к их совершению, разрабатываются схемы уклонения от уплаты налогов (сборов), приемы искажения отчетности и противодействия оперативно-розыскным органам, реализующих функции по выявлению данных преступлений.

Многочисленные авторы, исследующие проблемы борьбы с налоговыми преступлениями, предлагают различные классификации способов их совершения (В.Д. Ларичев, Л.В. Платонова, И.Н. Соловьев, Е.Н. Шахов и др.). Под способами совершения налогового преступления они понимают прием или совокупность приемов, который использует субъект для осуществления преступного деяния, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии или представлять систему (схему) действий.

В связи с этим целесообразно выделить наиболее распространенные в правоприменительной практике способы совершения налоговых преступлений, которые встречаются в деятельности специализированных оперативных подразделений ОВД. Искажение или сокрытие сведений налоговой отчетности о хозяйственной деятельности, предоставляемой в налоговый орган. Признаки таких действий могут быть обнаружены оперативными сотрудниками в учетном процессе.

К ним относятся:

  • наличие в налоговом органе отчетных документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • отсутствие в налоговом органе первичных документов или представление их;
  • полное или частичное отсутствие в налоговом органе документов налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие сведений о фактическом месте нахождения организации и лицах, действующих от ее имени;
  • сокрытие сведений об открытых расчетных счетах.

Не составление или уничтожение документов бухгалтерского учета

Признаками такого способа являются:

  • полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов, на основании которых формируется налоговая отчетность;
  • отсутствие в организации-налогоплательщике специально уполномоченных внутренними документами лиц, которые отвечают за ведение бухгалтерского учета;
  • не ведение бухгалтерского учета в организации.

Уничтожение документов налоговой отчетности при проведении проверочных мероприятий может маскироваться под форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление, утрата при транспортировке, кража и др.) и предоставление в контролирующую организацию, расположенную в другом регионе.

За утрату бухгалтерских документов предусмотрена ответственность по ст.120 НК РФ, а за неведение бухгалтерского учета административная ответственность (ст.15.11 КоАП РФ).

Фальсификация сведений о реально заключенных сделках. Сведения могут быть выявлены в процессе проверки организации-налогоплательщика.

Признаками таких сделок являются:

  • несоответствие между проверяемыми сделками и взаимосвязанными с ними операциями или сопутствующими расходами (превышающее потребление сопутствующей продукции, транспортные расходы, затраты на оплату труда сотрудников;
  • противоречие бухгалтерских и иных документов (переписки, оперативно-технической документации и др.);
  • противоречия между показанием руководителей и исполнителей операций и контрагентами.

На фиктивность сделки могут указывать: отсутствием документов на перемещение товаров, отсутствие документов оперативно-технического учета; передача товаров, выполнение работ и услуг, не характерных для направления деятельности организации, передача товаров и выполнение работ (услуг); передача товаров (услуг), которые могут быть выполнены самим налогоплательщиком.

Использование фирм-« однодневок»

Данный способ нашел отражение в ведомственных документах. При этом под фирмой «однодневкой» следует понимать организацию, созданную с целью совершения противоправных действий, не ведущую самостоятельной предпринимательской деятельности и искусственно включенную в цепочку хозяйственных связей.

Создание подобных «фирм» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Они, как правило, регистрируются на лиц, утративших документы, подставных или умерших граждан с целью занижения налоговой базы и незаконного возмещения НДС из бюджета.

При этом признаками таких организаций являются:

  • массовая регистрация 5-10 фирм, в которых лицо является не только учредителем, но и руководителем;
  • нахождение по одному адресу несколько десятков организаций;
  • оформление большого количества организаций на одно лицо;
  • не ведение организацией хозяйственной деятельности и отсутствие в ней наемного персонала, за исключением руководителя.

Подобные организации через короткий промежуток времени могут ликвидироваться или присоединяться к основному предприятию. Использование аффилированных организаций для совершения налоговых преступлений

Аффилированные (от англ. а/ШМв- связь, соединение) организации – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на экономические результаты и деятельность компании или индивидуального предпринимателя. В НК РФ такие субъекты называются «взаимозависимые лица» (ст. 20 НК РФ).

К их числу относятся: лица, входящие в управление органом (совет директоров, наблюдательный совет), лица и компании, владеющие 20% и более акций, компании, входящие в финансово промышленные группы самой группы организации-налогоплательщика. Контроль за списками аффилированных компаний осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ).

Интересно
Особенностями приемов, основанных на использовании аффилированных организаций, заключается в придании их действиям по совершению налогового преступления определенной «правомерности». Это обусловлено тем, что в отличие от фирмы «однодневки», данная организация обладает признаками юридического лица, реальным руководителем и, соответственно, исключает спорные отношения и выявление налогового преступления.

Аффилированные организации используются с целью: искажения сведений о реальных сделках; оформления фиктивных сделок; получения налоговых льгот

Основными признаками использования данных организаций для совершения налоговых преступлений являются:

  • согласованность действий налогоплательщика и контрагента;
  • зависимый характер аффилированного лица от налогоплательщика (организация владеет другой, и находятся в одном офисе, подчиненность в совместной работе, родственные связи и др.).

Осуществление взаиморасчетов в наличной форме и безналичной форме. В данной ситуации передача денег осуществляется через кассу путем составления фиктивных кассовых документов либо с целью их последующего уничтожения для сокрытия полученной прибыли налогоплательщиком или контрагентом для подтверждения расходов.

Признаком таких действий по нарушению налогового законодательства является:

  • превышение лимита наличных денежных средств в кассе;
  • большие суммы денежных, выдаваемых в «под отчет»;
  • наличие фактов кредитования наличными деньгами между физическими лицами и организациями;
  • выдача зарплаты сотрудникам минуя кассы и перечисления на счета.

Наиболее распространенным является прием снятия наличных денежных средств со счета и использование его на коммерческие цели. При безналичном расчете могут использоваться схемы по возврату денег под видом кредитных обязательств. Например, проведение операций по счетам открытым в одном банке; разовый характер перечислений денежных средств; направленность операции на использование контрагентов, зарегистрированных в оффшорной зоне; оплата различных видов ценных бумаг.

В процессе осуществления таких операций принимает участие узкий круг лиц (руководители, бухгалтерский аппарат), перечисления, как правило, вызывают несоответствия между бухгалтерскими и иными документами, транспортными расходами и расходами на оплату труда работников. Данные операции могут противоречить выполнению услуг, характерных для организации-налогоплательщика.

Противодействие функции налогового контроля выражается в не предоставлении документов налоговой отчетности и игнорировании общения с органами налогового контроля.

Невыполнение требований налоговых органов основано на бездействии налогоплательщика (невыполнение действий, предусмотренных налоговым законодательством), которое выражается в следующем:

  • не предоставление требуемых документов;
  • игнорирование решений и законных требований налоговых органов;
  • не явка в налоговый орган;
  • отсутствие возражений налогоплательщика на акты и решения налогового органа.

Перечисленные способы не являются исчерпывающими, а признаки их проявления могут изменяться, совершенствоваться и использоваться для уклонения не только от одного налога или системы налогообложения, а от нескольких налогов (налог на добавленную стоимость, доходы на физических лиц, налога на прибыль и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)