Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта

Теория политической культуры Рональда Инглхарта стала одновременно продолжением и ответом на теорию Алмонда – Вербы.

Продолжением – потому что Инглхарт, с одной стороны, в своих теоретических разработках отталкивался от достижений предшественников, построивших свою теорию на парадигме модернити и наметивших одной из главных тенденций развития политических культур современных обществ их дальнейшую модернизацию.

С другой стороны, теория Инглхарта выступает ответом, своеобразным вызовом на ставшую уже классической, а значит и традиционной, теорию Алмонда – Вербы. Вызов Инглхарта заключался в первую очередь в прерывании традиции и новых парадигмальных основаниях общества и политической культуры.

«Модернизация, – утверждает Инглхарт, – не финальный этап истории. Становление передового индустриального общества ведет еще к одному совершенно особому сдвигу в базовых ценностях – когда уменьшается значение характерной для индустриального общества инструментальной рациональности. Преобладающими становятся ценности постмодерна, неся с собой ряд разнообразных социетальных перемен – от равноправия женщин до демократических политических институтов и упадка государственно-социалистических режимов».

Сдвиг обществ к ценностям постмодерна – не случайный поворот истории или излом политического развития. Этот сдвиг, с точки зрения Инглхарта, соизмерим с переходом человечества от аграрного общества к индустриальному, когда изменялось мироотношение, сформированное неподвижно-устойчивой аграрной экономикой, опиравшейся на религиозный характер жизни, традиции, наследуемый статус, обязательства перед общиной.

Модернистское мироотношение несло с собой светский образ жизни, социальную мобильность, стимулирование инноваций, индивидуализм

В настоящее время передовые индустриальные общества изменяют свои социально-политические траектории в двух кардинальных отношениях.

Интересно
Системы ценностей. С принятием модернистских, материалистических, индустриальных ценностей экономический рост стал приравниваться к прогрессу, т. е. к главному критерию преуспевания общества.

Но в настоящее время по известным причинам это все более ставится под сомнение, а место критерия преуспевания занимает акцентирование качества жизни. Такие нормы индустриализма, как дисциплина, достижения в повседневном труде, в продвижении по службе, уступают место нормам постиндустриализма: широкой свободе, выбору жизненного стиля, индивидуальному самовыражению.

Институциональная структура. Постиндустриальные, постмодернистские ценности изменяют социальные отношения внутри индустриальных, иерархических, бюрократизированных организаций, служивших опорой индустриализму.

Меняются и государство, и политические партии, и сборочные линии массового конвейера, и структура промышленных корпораций и торговых фирм. Все они подошли как к пределам своей эффективности, так и к пределам их массового приятия.

Основным содержанием ценностно-структурного сдвига, утверждает Инглхарт, является переход от материалистических ценностей к ценностям постматериальным (см. табл. 1).

Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта

С переориентацией на ценности постматериализма заметные изменения происходят в политической системе и политической культуре:

  • падает уважение к власти и политическим авторитетам;
  • усиливается акцент на политическом участии и на переходе от участия к более автономным его видам через политические партии;
  • целью участия в выборах становится не достижение безопасного существования, а самовыражение;
  • усиливается тяга индивидов к самовыражению;
  • политические конфликты становятся все менее классовыми и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

  • в обществах с авторитарной политической культурой – демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;
  • в демократических обществах – развитию демократической культуры, которое идет по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы.

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей , которая объясняет, что человечество будет переходить от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериа-листическим постепенно, от поколения к поколению.

Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел такие данные: в Западной Европе и Северной Америке в 1970-х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4 к 1, а в 1988 г. – 4 к З.

В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход к пост-материалистическим ценностям затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров – 30 лет, время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)