Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта
Теория политической культуры Рональда Инглхарта стала одновременно продолжением и ответом на теорию Алмонда – Вербы.
С другой стороны, теория Инглхарта выступает ответом, своеобразным вызовом на ставшую уже классической, а значит и традиционной, теорию Алмонда – Вербы. Вызов Инглхарта заключался в первую очередь в прерывании традиции и новых парадигмальных основаниях общества и политической культуры.
«Модернизация, – утверждает Инглхарт, – не финальный этап истории. Становление передового индустриального общества ведет еще к одному совершенно особому сдвигу в базовых ценностях – когда уменьшается значение характерной для индустриального общества инструментальной рациональности. Преобладающими становятся ценности постмодерна, неся с собой ряд разнообразных социетальных перемен – от равноправия женщин до демократических политических институтов и упадка государственно-социалистических режимов».
Сдвиг обществ к ценностям постмодерна – не случайный поворот истории или излом политического развития. Этот сдвиг, с точки зрения Инглхарта, соизмерим с переходом человечества от аграрного общества к индустриальному, когда изменялось мироотношение, сформированное неподвижно-устойчивой аграрной экономикой, опиравшейся на религиозный характер жизни, традиции, наследуемый статус, обязательства перед общиной.
В настоящее время передовые индустриальные общества изменяют свои социально-политические траектории в двух кардинальных отношениях.
Но в настоящее время по известным причинам это все более ставится под сомнение, а место критерия преуспевания занимает акцентирование качества жизни. Такие нормы индустриализма, как дисциплина, достижения в повседневном труде, в продвижении по службе, уступают место нормам постиндустриализма: широкой свободе, выбору жизненного стиля, индивидуальному самовыражению.
Меняются и государство, и политические партии, и сборочные линии массового конвейера, и структура промышленных корпораций и торговых фирм. Все они подошли как к пределам своей эффективности, так и к пределам их массового приятия.
Основным содержанием ценностно-структурного сдвига, утверждает Инглхарт, является переход от материалистических ценностей к ценностям постматериальным (см. табл. 1).
С переориентацией на ценности постматериализма заметные изменения происходят в политической системе и политической культуре:
- падает уважение к власти и политическим авторитетам;
- усиливается акцент на политическом участии и на переходе от участия к более автономным его видам через политические партии;
- целью участия в выборах становится не достижение безопасного существования, а самовыражение;
- усиливается тяга индивидов к самовыражению;
- политические конфликты становятся все менее классовыми и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.
Эти тенденции способствуют:
- в обществах с авторитарной политической культурой – демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;
- в демократических обществах – развитию демократической культуры, которое идет по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы.
Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей , которая объясняет, что человечество будет переходить от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериа-листическим постепенно, от поколения к поколению.
Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел такие данные: в Западной Европе и Северной Америке в 1970-х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4 к 1, а в 1988 г. – 4 к З.
В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход к пост-материалистическим ценностям затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров – 30 лет, время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г.
- Школы, направления, теории и особенности современной геополитики
- Теории и школы классической геополитики
- Зарождение геополитических идей
- Отечественные подходы к исследованию мировой политики
- Марксизм и неомарксизм
- Неореализм и идеализм
- Идеализм и реализм
- Причины стагнации транзита и откатов волн демократизации
- Понятие консолидация демократии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу