Теории лидерства

Лидерство формируется в процессе взаимодействия людей при решении общих задач. Лидерство состоит из 5 основных элементов: сам лидер , его последователи , ситуация и задача , которую решает группа взаимодействующих людей.

Лидеру присущи определенные черты (компетентность, коммуникативность и др.), выделяющие его среди других и способствующие достижению и удержанию в течении какого-то времени лидирующего положения.

Также, как без последователей нет лидера, так и последователи без лидера становятся однородной массой людей. Только при условии активного взаимодействия между собой членов коллектива на пути к общей цели и выявляется лидер.

Ситуация и задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Хочется отметить, что разные задачи устанавливают разные требования к качествам лидера. Ведь если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру – в этом случае может произойти смена лидера или некоторым членам группы предоставляется возможность оказать влияние на всю группу. Характер задач и ситуаций для выполнения весьма разнообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся, до творческих, нестандартных.

Состав группы, ее состояние, решающим образом влияют на характер лидерства, характеристики лидеров, а также на устойчивость их положения.

Лидерство нельзя формализировать, свести к определенному каталогу деловых качеств или способностей человека. Оно может быть присуще человеку не постоянно, а только в определенной ситуации. Лидерство динамично, как и само межличностное поведение.

Ниже представлены типы лидерства, предложенные французским ученым Э. де Боне:

  1. Ведущие за собой. Наиболее распространенный тип; лидерство – естественное состояние таких людей. К этому типу относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно, под личную ответственность. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытом.
  2. Организаторы групп. Основное качество таких людей – знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах.
  3. Исполнители. Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.
  4. Дипломаты. Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз.
  5. Генераторы идей. Ориентированы на новые задачи, содействие всему передовому, очень развиты интуиция, самокритичность, синтез знаний.
  6. Продавцы идей. Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Отличает контроль своих и чужих эмоций.
  7. Синтезаторы. Эти люди умеют выделить самое главное даже из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое.
  8. Разъяснители. Умеют ясно о6ъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации, что делает их незаменимыми работниками.
  9. Реакторы. Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет их сделать своими последователями.
  10. Коммуникаторы. Их отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Это хороший учитель.
  11. Исследователи. Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты.
  12. Следопыты. Люди, идущие в одном направлении. Перед ними ставишь задачу, а они выбирают методы ее реализации и находят последователей.
  13. Хранители информации. Умеют собирать информацию; знают, где ее можно найти и как ее использовать.
  14. Организаторы. Это руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Оценка значимости для лидерства ситуации, задач, качеств лидера неоднозначна.

Она зависит от подходов к самому лидерству и теорий, лежащих в основе этих подходов:

  1. Теория качества лидера. Главенствующее внимание занимает роль личности, одаренной лидерскими качествами (интеллект, активность и др.).
  2. Ситуационная теория. Лидерство, согласно этой теории, развивается в соответствии с задачами группы. Ситуация дает возможность выдвижения людей на лидерские позиции, а качества лидера производны от ситуации.
  3. Личностно-ситуационная теория. На первом месте в этой теории выступает группа как система взаимоотношений, которая и выделяет лидера; каждый оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группы.
  4. Теория «кредита доверия», или неформальное право лидера на нестандартное поведение. Лидерство базируется на соответствии ожиданий группы и социального статуса лидера; характеризуется периодическим смещением лидера по мере изменения ситуации и потери уважения последователей.
  5. Теория случайностей. Основана на соответствии качеств потенциального лидера особенностям ситуации. Важнейшим элементом лидерства выступает поставленная для выполнения задача.

Таким образом, лидерство многоаспектно, причем не все аспекты лидерства равнозначны; однако все признают наличие влияния одного или нескольких человек на преобладающее большинство других членов группы или организации в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)