Свойства культуры и контркультура

Культура обладает и другими свойствами: социальностью (в ней всегда присутствует момент взаимодействия людей); преемственностью (культура не может существовать без передачи опыта от поколения к поколению); знаковостью (может быть представлена как знаковая система, символический смысл).

Трудно дать точное и исчерпывающее определение этничности как свойства культуры, но, очевидно — особое свойство, возникающее как результат взаимодействия, интеграции социальности, преемственности и знаковости.

Ясное и, возможно, наиболее полное воплощение оно находит в традиционной культуре этноса, но, будучи универсальным свойством культуры, оно должно проявляться и на других ее уровнях, в других формах ее существования.

В качестве примера приведем молодежную контркультуру 60-х гг. XX в.

Протест молодежи, потрясший западное общество, был связан, безусловно, с причинами социального (не этнического) характера, прежде всего с кризисом присущих современному индустриальному обществу механизмов социализации молодежи, органичного «ввода» ее во взрослую гражданскую жизнь.

Интересно
В культурологии для характеристики современной культурной ситуации иногда употребляется понятие «инициационный голод», означающее отсутствие тех форм социализации новых поколений, которые в традиционной культуре были связаны с обрядово – ритуальными действиями, с обрядами инициации — посвящения.

Действительно, обряды инициации придавали органичность процессу смены социального качества, в частности вступления во взрослую профессиональную жизнь. У разных народов эти обряды проходили по-разному, но всегда были обязательным элементом социальной жизни, народной педагогики.

В этом смысле контркультура, в частности самое яркое ее выражение — рок – культура, — может быть рассмотрена как своеобразная превращенная самоинициация. Только так можно объяснить удивительные и отнюдь не поверхностные аналогии между традиционной и рок – культурой.

Рок – концерт имел мало общего с традиционной концертной формой, становился обрядом, где нет разделения на музыкантов и слушательскую аудиторию, где происходит «совместное радение», а рок – лидер выполняет роль главного инициатора.

Громкостная динамика и метроритмическая однообразность выполняют примерно ту же функцию, что и в шаманских камланиях, приводя участников в «измененное состояние сознания» (только натуральный шаманский бубен заменен более функциональной электронно – ударной техникой).

Одновременно образовывалось замкнутое звуковое пространство (аналогичное упомянутому «волшебному лесу»), куда взрослым доступ был ограничен, хотя бы уровнем децибелов.

Интересно
Добавим к этому молодежный сленг, особую манеру поведения общения, свою одежду, для которой характерна сплошная «символизация» (например, хипстерские «фенечки»), наконец, самосознание своей общности, единства и отличия от «других» — взрослых.

В этом плане знаменитая песня — символ контркультуры — «Мы» одного из «рок-идолов» К. Кинчева (группа «Алиса») может служить ярким примером своеобразного молодежного «этноцентризма» как естественного элемента «этногенеза».

В данном случае речь идет о формировании самосознания не этнической общности, а возрастной, но аналогичной по механизмам.

Можно увидеть в контркультурной молодежи специфичный «квазиэтнос». С одной стороны, здесь далеко не внешняя аналогия, с другой — речь должна идти о самобытном проявлении этничности как свойстве культуры, когда это ее качество проявляется в ином, возрастном измерении культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)