Сущность и понятие прокурорского надзора

Под прокурорским надзором понимается самостоятельная и специфическая государственная деятельность, которая осуществляется только органами прокуратуры через специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров).

Интересно
Главная ключевая задача органов прокуратуры – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляемая ими посредством выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (пункт 2 статьи 26 Закона о прокуратуре), а надзирают за соблюдением Конституции Российской Федерации и за исполнением российских законов.

Прокурорский надзор не распространяется на граждан, как, например, это было по Положению о прокурорском надзоре от 24.05.1955 г. и Законом о прокуратуре СССР 1979 г. В то же время при обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор может вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Законом о прокуратуре РФ в редакции от 17.02.2015 г. № 2-П было закреплено, что прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Тем самым законодательное установление «надзор от имени Российской Федерации» прямо указывало на отличие прокурорского надзора от иных видов контроля, именуемых в некоторых случаях надзором и осуществляемых такими государственными органами, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Госпожнадзор, Росприроднадзор и др.

В отличие от контрольно-надзорной деятельности таких государственных органов прокурорский надзор за исполнением законов имеет самые широкие границы его осуществления, распространяется на все урегулированные ими сферы жизни, в том числе и на законность деятельности контролирующих органов, и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.

Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2020 г. № 367-ФЗ), в пункте 1 статьи 1 положение об осуществлении прокурорского надзора от имени Российской Федерации исключено. Думается, что такая редакция Закона о прокуратуре РФ в этой части наиболее верная, поскольку обладание прокурорами особой разновидностью властных правоотношений, выдвижение ими конкретных требований об устранении нарушений закона поднадзорным органом или должностным лицом, восстановление нарушенных законных прав и интересов граждан, защита государства и его институтов свидетельствует об опоре органов прокуратуры на прочную конституционную основу и обладание прокурорско-надзорной властью, делегированной органам прокуратуры государством.

Более того, согласно ст. 6 Закона о прокуратуре РФ требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение поднадзорным органом либо должностным лицом требований прокурора влечет административную ответственность в соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ.

Наиболее полно проявляются властно-надзорные полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исполняющими наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Для примера обратимся к положениям главы 4 Закона о прокуратуре РФ «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу».

В соответствии со статьями 32, 33, 34, входящими в данную главу, прокурор вправе:

  • посещать в любое время места содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исправительные и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  • требовать объяснения от должностных лиц и создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений;
  • вносить протесты и представления; возбуждать производство об административных правонарушениях; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
  • постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)