Сущность и направления кластерной политики региона

Калужская область позиционируется руководством региона, как территория инновационного развития, что включает в себя следующие составляющие:

1. Способность генерировать новые знания и технологии и готовить квалифицированные исследовательские, инженерные и управленческие кадры.

2. Наличие успешных бизнесов, присутствие транснациональных корпораций, обеспечивающих экономическую устойчивость территории.

3. Эффективные механизмы кредитования бизнеса, венчурного финансирования, финансовой поддержки зарождающегося бизнеса.

4. Благоприятные условия для зарождения, выживания и развития малого и инновационного бизнеса.

На территории инновационного развития экономика формируется по кластерному типу «тройной спирали», которая опирается на эффективное взаимодействие власти, бизнеса, образования и науки. Создаются комфортные условия для проживания (высокое качество жизни).

Государство помогает поддерживать новое развитие посредством изменений в нормативной среде, налоговых льгот и предоставления государственного венчурного капитала. Бизнес выполняет функцию университета, развивая обучающие и исследовательские программы, часто на таком же высоком уровне как университеты.

Академическое сообщество является источником создания фирм и регионального развития помимо традиционной роли поставщика квалифицированных работников и фундаментальных знаний.

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры:

  • Инновационный университет предпринимательского типа;
  • Научные организации;
  • Технопарк;
  • Бизнес-инкубатор;
  • Центр науки и технологий;
  • Центр трансфера технологий;
  • Образовательный центр предпринимательства;
  • Венчурные фонды и другие кредитные организации;
  • Консалтинговые компании;
  • Объединения предпринимателей.

Миссия: Наладить эффективную координацию всех значимых общественных и частных заинтересованных сил в превращении Калужской области в территорию инновационного развития

  • Факторы успеха:
  • Информация;
  • Коммуникация;
  • Координация;
  • Кооперация;
  • Взаимодействие с другими структурами.

Развитие и совершенствование кластерной политики является приоритетным направлением модернизации экономики РФ, что было отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.

Применение кластерного подхода для повышения эффективности реализации экономики характеризуется следующими механизмами.

В-первых, применение данного подхода способствует повышению конкурентоспособности региона в целом, делая акцент не только на отдельные предприятия, а на всю производственную цепочку, включая поставщиков и производителей, смежников, исследовательские и образовательные организации.

Кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов, связанных с развитием инновационной инфраструктуры. Кроме того, способствует разработке механизмов непрерывного образования, продвижения на внутренний и внешний рынки товаров (работ) и услуг.

Следует отметить, что раньше основной формой поддержки была поддержка отдельных предприятий, и без достаточной поддержки оставались коллективные проекты, реализации которых была невозможна вследствие отсутствия стимулов координации между предприятиями и отраслевой слабости.

Во-вторых, применение кластерного подхода невозможно без эффективного использования механизмов частного и государственного партнерства, при этом поддержка со стороны государства осуществляется тех проектов, которые исходят из потребностей самого бизнеса, содействии его самоорганизации, выявление «узких» и «проблемных» мест, устранение которых максимально важно для повышения конкурентоспособности региона.

При этом территориальная реализация кластерных проектов делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий экономического развития региона.

Отраслевая специфика развития кластеров является важным инструментом отраслевой политики. Партнерству между государством и бизнесом в настоящее время уделяется большое внимание со стороны органов власти.

Что касается Калужской области, то следует отметить, что 26 ноября 2010г. состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Калужской области и региональным объединением работодателей «Калужское объединение промышленников и предпринимателей».

Сотрудничество нацелено на реализацию стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года и основывается на принципах партнерства.

Его основные направления – обеспечение устойчивого развития экономической и социальной сфер области, сохранение на ее территории благоприятного инвестиционного климата, формирование инновационной инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий.

Подписание данного документа свидетельствует о сложившейся в регионе положительной практике частного и государственного партнёрства, что нацеливает на достижение новых результатов в этом направлении. В-третьих, необходимость использования кластеров в контексте деятельности институтов развития.

Поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формированию инфраструктуры развития экономики, обеспечивая необходимые для развития инвестиционных и инновационных проектов.

В настоящее время тематика кластерной политики находится в центре внимания руководителей органов государственной власти, аналитиков, и всех тех, кто серьезно интересуется проблемами региональных экономик и государственного управления.

Развитие стратегии кластеров является центральным пунктом реализации проектной установки управления страной в целом и регионами в отдельности.

Регионы начинают осознавать все преимущества кластерного подхода, и в связи с этим формирование и развитие кластеров из общей политики страны становится частью стратегии регионов.

Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание региональной политики. В этом случае усилия администрации должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей.

А, также, на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.

Для реализации таких серьезных задач необходимо использование не только собственных ресурсов, но и привлечение иных, сторонних организаций, консалтинговых и иных компаний, имеющих опыт работы в проектах по формированию кластерных систем.

Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России.

При реализации кластерного подхода акцентировать внимание необходимо не на существующей системе организации производства, а на основе анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального (муниципального) образования.

Кластерный подход очерчивает границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определяет позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих рынках. Именно рынок задает требования к организации производства на территории.

Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей.

Существует и другая проблема – игнорирование «коммуникативной» природы кластера, где очень важна установка, с одной стороны – на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой – на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки.

В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера.

Проведя анализ применяемой кластерной политики в Центральном федеральном округе (ЦФО), можно выделить наиболее популярные сферы применения кластерного подхода, причем, следует отметить, что зачастую объектами кластерной политики становятся те сферы, которые уже находятся на высоком уровне развития, либо играют значительную роль в экономике региона:

  1. 1 место – тяжелая промышленность (машиностроение, энергетика, химическая);
  2. 2 место – агропромышленный комплекс (включая с/х и производство продуктов питания);
  3. 3 место – наукоёмкое производство;
  4. 4 место – строительство;
  5. 5 место – легкая промышленность;
  6. 6 место – туризм, банковская деятельность, транспорт, медицина.

Анализируя ситуацию по регионам страны в целом можно сделать вывод, что большая часть проектов по созданию и развитию кластерной политики находится на стадии разработки, планирования, либо на первоначальной стадии реализации и о каких – то ощутимых результатах пока говорить рано.

Большинство проектов в силу специфики самого кластерного подхода рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются частью стратегий социально-экономического развития регионов.

На получение результата в краткосрочной перспективе направлены создаваемые IT – кластеры. Это может быть связано с тем, что специфика работы в данной сфере не требует больших затрат на основные фонды, а также данные кластеры создаются в крупных городах на базе существующих образователь-
ных и научных центров.

Основными проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды, кадровая проблема.

В некоторых регионах страны также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь.

Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт проблема кадрового голода.

В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы.

Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана, прежде всего, с сокращением сельского населения в принципе.

Можно сделать вывод, что успешная реализация кластерной политики должна осуществляться при учёте интересов и активном участии всех сторон – органов государственной власти, представителей бизнес сообщества и некоммерческих организаций, а также населения региона.

Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные с технологической отсталостью данных производств, низкой производительностью труда, устаревшим парком оборудования и т.д.

Для успешной реализации кластерной политики требуется информационная поддержка и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса.

При продвижении серьезными преимуществами регионов является состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее преемственность и принятие территориальной элитой.

Одной из проблем при реализации данной политики являются сложности с поиском финансирования. Для эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера. Другой способ решения данной проблемы – привлечение инвесторов, крупных зарубежных партнёров.

В Калужской области интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры, связанные с машиностроением и производством автомобильных компонентов, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов.

На сегодняшний момент кластерная политика – выбор очевидный Настоящий кластер – это не только сборщики, поставщики, но региональная система образования, исследований и разработок.

Реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей.

При этом основная цель в развитии данных кластеров состоит в следующем: координация экономического развития региона; повышение бизнес и деловой активности на территории; повышение инвестиционной привлекательности региона при помощи реализации инвестиционных проектов; создание благоприятной среды для развития и расширения экономических связей региона.

Калужская область активно сотрудничает с Францией, Испанией, Германией, Финляндией и география внешнеэкономических связей постоянно расширяется.

Одними из первых заводами в Калужской области стали «Stora Enso» (Швейцария-Финляндия) и «SAB MILLER Rus» (ЮАР). Деловая репутация региона значительно укрепилась с приходом SAMSUNG (Южная Корея), VOLKSWAGEN (Германия), NESTLE (Швейцария), VOLVO (Швеция).

Регион тесно сотрудничает с рядом крупнейших компаний Дании, Италии, Бельгии, Голландии, Словакии, Чешской республики, Финляндии. Например, первый частный индустриальный парк в Калужской области строит финский концерн «ЛЕММИНКЯЙНЕН».

Финляндия есть и остается надежным партнером области – 10 финских компаний уже активно ведут здесь свой бизнес. На сегодняшний момент в области действуют такие технопарки как Grabtsevo, Rosva, Kaluga-YUG, VORSINO.

Здесь разместили свои производственные площадки автомобильные концерны VOLKSWAGEN, Renault, Citroen, Peugeot, Volvo, MitsubishiMotors, компании NESTLE, SAMSUNG, Magna и другие компании со 100% иностранным капиталом.

Говоря о перспективах, следует отметить, что на территории технопарка Grabtsevo состоялась торжественная церемония открытия завода по производству автомобильных компонентов «Технопласт».

Также ранее состоялось подписание инвестиционного соглашения между Правительством Калужской области и датской компанией «Ново Нордиск». Речь велась о строительстве в технопарке Grabtsevo завода по выпуску препаратов инсулина.

Подписан контракт между ООО «Калужский цементный завод» и датской компанией «FLSmidth» на поставку технологического оборудования для будущего предприятия в Думиничском районе. Завод построен на базе месторождения известняков участка Маклаки и запущен в эксплуатацию.

Он стал в России самым крупным и современным цементным заводом «сухого способа» мощностью 3,5 миллионов тонн высокомарочного цемента в год. На новом предприятии трудиться 1000 человек. Благодаря современным системам фильтрации и утилизации, предприятие будет отвечать экологическим требованиям европейского законодательства и нормам Всемирного банка.

Строительство крупного цементного завода на территории Калужской области весьма актуально для динамично развивающейся строительной отрасли региона, т.к. производство качественных строительных материалов даст возможность увеличить объемы ввода жилья, а главное – повысить качество строительства и снизить стоимость квадратного метра жилья.

Особое внимание уделяется развитию кластера фармацевтики, медицинских и биотехнологий, о чем свидетельствует строительство в 2011г. технопарка «Обнинск», который будет специализироваться на нанотехнологии, фармацевтике, биотехнологиях, ядерных технологиях, IT-технологиях и радиационной медицине.

За последние десять лет объем производства фармацевтической продукции в регионе вырос в 46 раз. Сейчас в Калужской области в сфере медицинских технологий работают 39 компаний, и одна из задач при реализации стратегии данного кластера – довести это число до 50.

Область ведет работу над проектами создания фармацевтических производств известных европейских компаний с общим объемом инвестиций более 100 миллионов евро. Для их размещения в регионе созданы площади со всей необходимой инфраструктурой в индустриальных и технопарках Калуги и Обнинска.

Цель на ближайшую перспективу – реализация 4 крупных инвестиционных проектов в области медицинских технологий. Следующий важнейший пункт – создание основы для наукоемких производств, собственного регионального исследовательского комплекса.

Уже начаты работы по двум перспективным проектам – созданию центра компетенции по разработке инновационных лекарственных средств, который должен помочь создать и реализовать в России инновационные проекты в области фармацевтики, а также создание совместно с «Росатомом» Федерального высокотехнологичного Центра ядерной медицины в Обнинске (технопарк «Обнинск»).

Это современный медицинский комплекс, предназначенный для проведения высокотехнологичного лечения пациентов со злокачественными опухолями и заболеваниями сердечнососудистой системы.

Зарубежный опыт, позволяет утверждать, что кластерный подход способен вывести экономику региона на новый уровень развития.

Несмотря на кризисные явления, интерес к кластерной политике со стороны руководителей органов государственной власти нашей страны остается на высоком уровне. Однако, работа по созданию кластеров на территории РФ ведется достаточно хаотично и назрела потребность в обсуждении данной тематики.

Калужская область – лидер новой индустриализации. Регион отличается новыми качественными показателями роста и занимает первое место по показателю инвестиций на душу населения в ЦФО, второе место в РФ и пятое место по объему промышленного производства на душу населения в стране.

Та финансовая модель, которую область построила для развития автомобилестроительного кластера и индустриальных парков, показывает, что максимальный эффект от новой индустриализации и реализации начатых крупных инвестиционных проектов – это прирост ВВП к 2015г. на 40%, а в пересчете на душу населения – достижения уровня до 10 тыс.дол., т.е. несмотря на все успехи регион не получит денежные средства в том объеме, который необходим для модернизации коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и строительства дорог.

Поиск новых источников экономического роста и привел к разработке «Стратегии развития Калужской области до 2030г.» – инновационной по сути, а не модернизационной. Её главная цель – создать и развить ту инновационную инфраструктуру, которая стала бы привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области.

При этом особое внимание со стороны администрации постепенно смещается от привлечения крупных инвесторов на привлечение людей и компетенций, т.е. носителей идей, инициаторов проектов. Главные приоритеты стратегии: создание инновационной инфраструктуры, пространственное развитие, создание и развитие кластеров.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что руководители органов исполнительной власти регионов осознают перспективность кластерного подхода как стратегии повышения конкурентноспобности и дальнейшего развития региона.

Необходимо сконцентрировать усилия по поддержке кластерной политики, в частности по устранению барьеров содействие экспорту за пределы Калужского региона.

Кроме того, необходимо развитие программ по обучению и переподготовки кадров, развитие связей с наукой и внедрение наукоемких производств, поддержки инфраструктуры самих кластеров, стандартизация, повышение инвестиционной привлекательности региона путем стимулирования инвестиционных проектов, проведение конференций, совершенствование системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса.

Как уже ранее отмечалось, реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей.

В результате разработки стратегии кластерной политики, осуществляемой на региональном уровне, будет обеспечена возможность эффективного и адекватного учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации программ регионального социально-экономического развития.

Стратегия будет включать в себя проекты транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер по поддержки малого и среднего предпринимательства, крупных производств, инновационной и технологической политики, образовательной политики, политики привлечения инвестиций, развития экспорта и отраслевой экономики.

При этом будут созданы механизмы эффективного использования финансовой поддержки реализации кластерной политики. В связи с этим неотъемлемой частью станет совершенствование механизмов финансовой поддержки развития кластеров, о также обеспечение необходимой методической, информационно – консультационной, образовательной базой их развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)