Структурные компоненты психологии этноса

В этнопсихологии психологию этноса обычно разделяют на две группы компонентов — статические (консервативные, долговременные) и динамические (краткосрочные, мобильные).

В группу динамических компонентов входят этнические чувства и этнические вкусы.

К статическим компонентам наряду с этническим сознанием относят психический склад этноса, обычно определяемый как специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности.

В этом определении видна относительность и даже неэффективность подобного способа членения психологии этноса. В этом случае психический склад становится действительно своеобразным «складом», куда «складываются» некие характеристики, некие элементы психологии этноса.

В психический склад этноса обычно включают в качестве компонентов этнические характер, темперамент, традиции и обычаи, делая акцент именно на устойчивости, статичности, консерватизме этих компонентов психологии этноса.

На наш взгляд, традиционная этнопсихология здесь впадает в серьезные противоречия. Получается, что у личности кроме характера есть еще какой-то особый этнический характер, кроме темперамента, соответственно, — этнический темперамент, кроме традиций и обычаев — этнические традиции и обычаи.

Этническое должно быть рассмотрено не как какая-то отдельная часть психики, ее компонент, а как сторона, «срез», фундаментальное свойство всех психических элементов, процессов, включая и сознательные, и бессознательные, рациональные и эмоционально – чувственные.

Интересно
Именно поэтому, в частности, столь малоперспективными оказываются попытки определения национального (этнического) характера народа с помощью комбинирования известных психологических характеристик. 

К сожалению, наука пока не может дать исчерпывающего объяснения этнических особенностей психики. В значительной степени, это связано с нерешенностью все того же «основного вопроса этнологии» — о природе этнического, этничности.

Кроме того, не реализуются возможности, которые связаны с культурологическим подходом, с изучением этничности как одного из системных, интегративных свойств культуры.

Именно в этом движении — от культуры, т. е. от результатов деятельности, к особенностям психики — возможно, и находится наиболее верный путь познания этничности как свойства психики, сознания.

Перспективным для изучения этнической психики, этнического сознания и самосознания представляется подход, в основе которого — изучение этнической картины мира.

А, именно, свойственного этнической общности способа мировидения, включающего и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире.

Интересно
Этническая картина мира находит свое вербальное (словесное) и художественно – образное отражение в творчестве, фольклоре, этническом стереотипе поведения, свойственном тому или иному народу.

В этнической картине мира человек рассматривается прежде всего как органичная часть природы и частица этнической общности, как духовное существо, т.е. биосоциодуховная целостность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)