Становление этнологической мысли

Первым источником этнологической мысли можно считать древнейший историко-культурный документ — Библию, в которой содержится первое объяснение разнообразия языков человечества, и рассеяние людей по Земле, что объясняется Божьей карой за человеческую гордыню и дерзость, выразившиеся в попытке построить Вавилонскую башню.

Интересно
В Книге Бытия все известные тогда народы рассматриваются как потомки прародителей, происшедших от Ноя и его сыновей, а под видом генеалогии людей скрывается первое перечисление народов: Ассур — ассирийцы, Арам — арамеи и т.д.

Античность может рассматриваться как важнейший этап развития этнологической мысли, и принадлежность в системе знания о мире и человеке. До сих пор в классификации наук в России этнография рассматривается как историческая наука, а не самостоятельная отрасль знания, статус которой определяется интеграцией различных научных областей.

Именно древнегреческие историки дали первые описания народов, содержащие признаки этнографических пояснений. Это произошло в эпоху так называемой Великой греческой колонизации (VII—Vвв. до н.э.), которая существенно расширила границы известного грекам мира и связана с именами Геродота, Фукидида и других античных историков.

Геродот, первый крупный историк, в своем главном труде дает важное для истории и будущей этнографии описание нравов, обычаев, религии, хозяйственной и политической жизни народов Малой Азии, Вавилона, Финикии и других стран. Хотя эти описания не строго научные, так как они содержат и элементы художественного вымысла, они играют очень большую роль.

Фукидид дал описание негреческих народов и высказал важную и перспективную идею о периодизации и классификации развития народов, предвосхитив будущий эволюционный подход в этнографии. Он предположил, что греки также прошли «варварский» период, но поднялись на новую ступень развития.

Гиппократ, древнегреческий врач и реформатор медицины, много путешествовавший, попытался объяснить причины различий в типах поведения, в психическом складе людей двумя основными факторами: действием географической среды и действием социального строя и свойственных ему законов.

Испанские и португальские мореплаватели существенно расширили географический и этнографический кругозор своих современников, открыв Америку, непрерывный морской путь из Западной Европы в Индию.

Знакомство европейцев с новыми экзотическими по облику и образу жизни народами, прежде всего американскими индейцами, способствовало возникновению одной из самых устойчивых социальных, нравственных утопий, связанных с идеей нарастающего регресса европейских народов под воздействием «убивающей» цивилизации.

В конце XVIII в. появились термины «этнология» и «этнография», хотя сама наука пока еще не сформировалась.

И. Г.Гердер, выдающийся немецкий философ и историк, в своем трактате «Идеи к философии истории человечества» предпринял попытку системно рассмотреть историю человечества в связи с историей природы.

Дж.Вико, профессор из Неаполя, автор трактата «Основания новой науки об общей природе наций», в числе общих признаков наций выделил религию, институт брачных отношений и похоронную обрядность.

Шведский естествоиспытатель К.Линней создал антропологическую классификацию, где применил собранные им этнографические данные в своей классификации растений и явлений природы, к которым отнес и человеческий род.

Выделил шесть его разновидностей:

  1.  «дикий» человек;
  2.  «монструозный» (т.е. диковинный) человек;
  3.  «американский» человек — красноватый, холерик, покрытый татуировкой, управляемый обычаями;
  4. «европейский» человек — белый, мясистый, сангвиник, покрытый плотно прилегающим платьем, управляемый законами;
  5. «азиатский» человек — желтоватый, крепкосложенный, с черными прямыми волосами, меланхолик, упрямый, жесткий, скупой, любящий роскошь, носящий широкие платья, управляемый верованиями’,
  6. «африканский» человек — черный, с дряблой и бархатнойкожей, спутанными волосами, флегматик, ленивый и равнодушный, мазанный жиром, управляемый произволом.

В этой довольно курьезной классификации, наглядно демонстрирующей непродуктивность чисто биологической интерпретации человека, есть одна чрезвычайно любопытная деталь. К. Линней выходит за границы природы, биологии и предвосхищает ряд самых существенных для будущей этнологической науки вопросов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)