Структура отрасли и стратегическое поведение предприятий

Долгое время конкуренция рассматривалась как сила, способствующая идеальному решению этой задачи, а монополия осуждалась за разрушение конкурентного идеала.

По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики – реализация личного, частного интереса направляемого и контролируемого конкуренцией посредством «невидимой руки» рыночных цен.

Время и работа экономистов добавили новые представления.

Определение конкуренции предполагает 2 концепции:

  1. Первая – делает акцент на поведении продавцов и покупателей.
  2. Вторая – на структуре рынка.

По А. Смиту и 1-й концепции – конкуренция – совокупность взаимосвязанных попыток различных продавцов установить контроль на рынке.

В XIX веке сформировалась вторая структурная концепция, согласно ей в современной экономической теории рынок называется чистоконкурентным, когда число фирм, продающих однородные продукты настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара.

Современные бизнесмены, следуя А. Смиту склонны рассматривать конкуренцию как сознательную борьбу с другими фирмами за влияние (на ценовой или неценовой основе).

Это лучше характеризует термин соперничество, «так как активное соперничество совсем не означает чистой конкуренции», а чистая конкуренция совсем не предполагает соперничества.

Нарушение основных структурных соотношений на рынке чистой конкуренции ведет к появлению разнообразных типов рынка продавца. Достаточно определить 6 наиболее важных типов, используя классификацию, базирующуюся на 2 параметрах: численность продавцов и характер продукта.

Однородность продукта имеет место, когда, по мнению покупателей, продукты являются близкими заменителями.

Дифференцированность продукта – когда, различаясь по физическим свойствам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию продукты одной фирмы встречают явное предпочтение со стороны  нескольких покупателей среди конкурирующих продуктов по данной цене.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)