Становление конституционного правосудия в России

Проводимые в России демократические реформы ознаменовались созданием в декабре 1990 года специализированного конституционного органа контроля, а судебного именно Конституционного Суда.

15 декабря 1990 года ст. 119 Конституции РСФСР была дополнена положениями о создании нового судебного органа. Закон РСФСР «о Конституционном Суде РСФСР» был принят 12 июля 1991 года. На пятом Съезде депутатского собрания РСФСР 30 октября 1991 года были избраны 13 членов Конституционного Суда, ставшими его первым составом.

Согласно указанному Закону суд представлял собой орган судебной государственной власти, конституционно-правового контроля. Судебная власть осуществлялась данным судом при помощи действий конституционно-судебного характера.

Цели создания Конституционного Суда были провозглашены:

  • защита и охрана суверенитета народов населяющих РСФСР, поддержание основ конституционного строя РСФСР, защита правовых оснований жизнедеятельности граждан страны, признанных Конституцией;
  • поддержание непосредственного действия основного закона РСФСР внутри государства.

Численный состав, в количестве 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР, тайным голосованием, большинством голосов определялся в законе о Конституционном Суде.

Согласно закону от 1991 года Конституционный Суд был провозглашен в качестве органа, обладающего всеми неотъемлемыми функциями и полномочиями для защиты и охраны Конституции, конституционного строя.

Как справедливо отмечал Ю.Л. Шульженко, Конституционный Суд является самостоятельным парламентским органом, основной целью которого выступает конституционный контроль, что аргументировано в санкциях, которые им применяются. С течением времени и расширением законодательства функции и полномочия, основы деятельности Конституционного Суда стали расширяться.

Так согласно закону РСФСР от 21.04.1992 г. и от 09.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР (РФ)», а так же «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ» от 21.05.1992 г. №20 Конституционный Суд был вправе рассматривать дела по предмету конституционности политических партий, иных общественных объединений; дела по спорам о разграничении предметов ведения. На основании заключения Конституционного Суда Верховный Совет был вправе отменять распоряжения и указы Президента РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)