Становление Ислама

Ислам вырос из арабских преданий и Ветхого Завета, оставшись верным представлению о боговдохновленных пророках, одним из которых объявил себя Мухаммад.

Он не перешел принципиальной грани, которую преодолел Христос, заявивший о себе как о Сыне Божьем. Ислам, таким образом, ближе к Ветхому Завету, чем христианство.

Различия между исламом и христианством определяются различием культур, в которых произошли и развились данные религии, и они не больше, чем различия между именами Моисей и Муса.

Между исламом и христианством нет принципиальных религиозных разногласий, и 1500-летняя борьба — борьба цивилизаций, государств и народов.

Действительно, с религиозной точки зрения, совсем не столь важно, сколько у мужчин может быть жен — одна или четыре и как он представляет себе рай — с гуриями или без. Не столь важно, является ли основатель религии пророком, через которого говорит с людьми Бог, или сыном Божьим и самим Богом.

Если бы не национальные и социальные обстоятельства, ислам вполне мог бы сотрудничать с христианством.

Учитывая, что ограниченный азиатским регионом буддизм является не мировой в строгом смысле слова, а скорее первой региональной религией, и то, что сказано об исламе как разновидности иудехристианской традиции, христианство остается единственной мировой религией, а Христос — эталонной, образцово-показательной жертвой, приведшей религию к господству.

Торжество ислама в ближневосточном мире определялось, скорее всего, тем, что он оказался инструментом скрепления разношерстных народов Ближнего Востока, как христианство выполнило аналогичную роль в Западной Европе.

Налицо элемент подражания как в содержательном, так и в организационном плане. Энергии христианской религии оказалось достаточно не только для того чтобы стать примером для другой религии в смысле канонов и притч, но и в организационном смысле, поэтому, хотя ислам признает Христа одним из пророков наравне с Мухаммадом, очевидно, что значение Христа выше и он смог осуществить косвенным образом воздействие на становление новой религии.

По нашему мнению, такое можно объяснить жертвой Христа, оказавшейся достаточной и для создания еще одной религии, похожей по форме и соответствующей национальному характеру народов, населяющих данную территорию. Ислам — усеченное христианство без жертвы.

Когда в Мекке, отвернувшейся от Мухаммада, был организован заговор с целью его убийства, Мухаммад избежал смерти с помощью хитрости — на его место лег спать его двоюродный брат Али.

Лишенный главного достоинства христианства — жертвы — ислам остался как бы «побочной ветвью» культурного процесса. Но он имел значение для консолидации самого арабского мира и способствовал выходу его на мировую арену.

Создание уже в VII в. огромного арабского государства свидетельствует о том, какое большое социальное интегрирующее значение имеет религия.

В Аравии в то время существовали последователи и иудаизма, и христианства. Мухаммад создал религию, которая должна была стать синтезом того и другого и быть оригинальной. Ренан назвал ислам в некотором роде восстановлением иудаизма в том, что в нем наиболее характерно для семитической расы.

Аравизированные и до него иудаизм и христианство Мухаммад уложил в логичную схему. Из христианства были удалены такие вызывающие споры представления, как трехипостасьность Бога, и в то же время удалось преодолеть застылость иудаизма.

В согласии с иудаизмом Мухаммад отрицал божественное происхождение Христа, но признавал божественное происхождение его учения. Христос превратился в пророка наподобие Мухаммада, но Мухаммад поднимался над Христом как более поздний и последний пророк.

Сам Мухаммад признавал ислам исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, провозвещенной им Ибрахиму (библейский Авраам). Можно рассматривать ислам как попытку преодоления подмен, которые исказили первоначальный смысл иудаизма и христианства. Это своеобразная Реформация, идущая от самого Бога.

Из трех мировых религий последняя по времени создания наиболее рациональна. Это особенно заметно по художественной литературе.

Так, крупнейший мусульманский эпос «Шахнаме» начинается «Словом о разуме». Ислам — шаг на пути рационализации религии, в то же время подрывающий ее господствующую роль в культуре.

Споры относительно признания Мухаммада пророком связаны с вопросом о бессмертии, который решен в христианстве признанием воскресения Христа. Ислам, как и христианство, в отличие от буддизма, обещает человеку вечную жизнь.

Мухаммад хотел, чтобы и иудеи, и христиане приняли его синтез, но этого не произошло. С учением Мухаммада не согласились ни те, ни другие, хотя ислам включил в себя, по существу, весь Ветхий Завет.

Иудеи отказались принять мессию из неиудеев, а место мессии в христианстве уже было занято. Ислам приобщил религию к нуждам арабов и расширил арабский мир, но не заменил ни иудаизм, ни христианство, став одним из вариантов монотеизма.

Роль, которую у греков, римлян, язычников Аравии играла судьба, рок, фортуна, в исламе перешла к единому Богу. В Коране показано, как религиозная мысль шла от возникающего к вечному.

«И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: “Это — Господь мой!” Когда же она закатилась, он сказал: “Не люблю я закатывающихся”… Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я — не из многобожников».

Древнеаравийский пантеон божеств образовался из культа предков в соответствии с цепочкой: захоронение предков – политеизм – монотеизм. Аллах (от алилах — «божество») — имя одного из высших богов аравийского пантеона.

В исламе он стал единственным богом и создателем всего. «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и посланник его — Мухаммад». Аллах мусульман в принципе идентичен Богу иудеев и христиан. Итак, имя Аллаха — от языческих арабских верований; то, что он единственный Бог — от иудаизма; а то, что Мухаммад — последний пророк, — от христианства.

Коран («Чтение») — самый ранний памятник прозы на арабском языке, воспринятый как слово Аллаха, он сыграл значительную роль в формировании единого литературного языка арабских народов.

Исследователи признают, что Коран был неосознанным творением Мухаммада и помещают его между фольклором и авторским творчеством. Когда начинаешь читать Коран, то удивляешься тому, как много в нем из Библии.

Многие ветхозаветные повествования перенесены с соответствующим изменением имен на арабский язык (Моисей стал Мусой, Иисус — Исой и т.п.). Единственное крупное изменение — это отказ от христианского догмата троичности Бога как Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.

Представление же о едином Боге, об аде, рае, дне Воскресения, Страшном Суде, некоторые заповеди (например, «Не клянись») перешли в Коран из Библии. Культурный идеал Корана по сути совпадает с христианским.

Интересно, что в Коране в пересказе притчи об изгнании из рая говорится о том, что Сатана (Иблис) искушал первых людей попробовать плодов с «древа вечности», чем подтверждается версия Фрэзера о мифологической первоначальности именно этого древа и, стало быть, желания людьми бессмертия.

Райское дерево в Коране — смоковница — совпадает у мусульман и гностиков. Совпадает также знание Адамом имен всех вещей, что противоречит библейскому представлению о запрете вкушения с древа познания добра и зла.

Вот представление о рае в Коране.
Ведь для богобоязненных есть место спасения, сады и виноградники,
и полногрудые сверстницы, и кубок полный.
Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи

С этим соглашались многие арабские поэты, призывавшие к тому же на земле. Мусульманское предание о перенесении Мухаммада в Иерусалим и о посещении им ада и рая, возможно, повлияло на сюжет

«Божественной комедии» Данте. Представление о Страшном Суде сродни не только христианским, но и египетским: «И у кого тяжелы будут его весы — те счастливые, а у кого легки его весы, — те, которые нанесли убыток самим себе, в геенне пребудут вечно».

В Коране много повторов, обычных для эпоса. Отдельные части — суры — распределены по объему. Ранние суры — короткие, поскольку в начале своей деятельности Мухаммад говорил резкими, отрывистыми фразами, — помещены в конце Корана.

Поздние, ниспосланные в Медине, когда проповедь Мухаммада стала более спокойной и рассудительной, — в начале.

Ангелы пришли в Коран из христианства, а вот джинны — духи, могущие быть и дружественными, и враждебными людям, — исконно аравийские существа. Злые джинны назывались еще шайтанами. Они были опорой дьявола — Иблиса.

Ангелы жили на небесах, джинны — на земле. Ангелы в Коране ниже человека в том смысле, что Аллах научил человека именам всех созданных вещей, а ангелы не могли назвать их, хотя человека Бог создал из глины, а ангелов из огня.

Отсюда истоки неповиновения Иблиса: как можно кланяться созданным из глины людям существу, созданному из огня? Потомство людей на земле стало объектом борьбы между Аллахом и Иблисом. Здесь элементы зороастризма. Аллах предоставляет право Дьяволу искушать людей и наказывает тех, кто поддается.

Мировая история предстает в Коране как цепь катастроф, происходящих с разными народами, созданными и уничтожавшимися Аллахом.

Пользуясь дарованными Аллахом благами, каждый из народов забывал о вере и становился обуреваем гордыней.

Аллах избирал из среды людей пророков, чтобы его проповедь обращала людей к вере. В тяжелые времена неверия и развращения появлялся пророк, который пытался вернуть людей на путь истины. Большинство людей насмехаются над ними, пророков побивают камнями, но каждый пророк старается выполнить свою миссию на языке времени.

У пророка и Аллаха есть взаимные обязанности. Пророк должен быть терпелив, а Аллах должен ему помогать в выполнении его миссии.

В ответ на обвинения во лжи и сумасшествии Мухаммад говорит: «О народ мой! Творите по своей возможности; я тоже буду делать, и потом вы узнаете, к кому придет наказание, унижающее его, и кто — лжец. Выжидайте же, я вместе с вами жду!».

Коран постоянно напирает на значение немногочисленных

пророков и праведников, без которых мир был бы уничтожен Богом, ниспосылающим катастрофы, в которых гибнут все, кроме уверовавших. Хотя постоянно упоминается, что Аллах милостив и милосерден, тем не менее в Коране столь же часто подтверждается тезис о неизбежности наказания для неверующих.

Жестокость Аллаха оправдывается следующим: «Аллах не был таков, чтобы их тиранить, но они сами себя тиранили».

Итак, Коран рисует такую картину мировой истории. Сменявшие друг друга народы достигали благоденствия по воле Аллаха, но затем забывали о Боге, переставали следовать указаниям посланных им пророков, и за это Бог насылал катастрофы, в которых они погибали.

Данная схема развития мира хорошо сочетается с принципом жертв и подмен.

Кроме Корана, источником, определяющим поведение мусульман, является сунна — совокупность правил поведения, основанных на хадисах — рассказах о жизни Мухаммада. Строгое следование Корану и суннам определило понятие «мусульманский фундаментализм».

С самого начала в исламе господствовала теократическая точка зрения, в соответствии с которой светская и религиозная власть неразделимы. Поэтому в мусульманстве не возник религиозный институт (церковь), существующий наравне с государством.

Основное разделение мусульман на суннитов и шиитов (от арабского «шия» — партия) связано с вопросом организации власти. Согласно суннитам, имамом (т.е. верховным правителем) всех мусульман является халиф. Согласно шиитам, имам не может быть выборным и верховная власть является наследственной в роду Али — двоюродного брата Мухаммада, женившегося на его дочери.

В настоящее время ислам — вторая по численности последователей религия. Мусульман на земном шаре 800 млн человек. Около 90% из них сунниты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)