Средство прокурорского реагирования

Как уже указывалось выше полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, содержатся в Федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и других.

На основании положений, установленных в вышеназванных федеральных законах, а также в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» приводится следующий перечень полномочий и средств прокурорского реагирования на нарушения выявленные прокурорами в данном направлении прокурорского надзора:

  • знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
  • требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
  • опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
  • по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, Генеральный прокурор РФ в своем приказе дает прямое указание уполномоченным прокурорам о пресечении любых нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, о принятии неотложных мер к их восстановлению, возмещению причиненного вреда при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств Генеральный прокурор РФ предлагает рассматривать как воспрепятствование законной деятельности надзирающего прокурора и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Между тем следует иметь в виду, что в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченный прокурор все же не обладает властно-надзорными полномочиями и не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)