Средства социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.

Средства социально-культурной деятельности – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения.

«Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности – приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: технические (светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура), сенсорные (музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, реквизит, театральное оборудование и т.п.), знаковые (печатное слово, графика, символика и т.п.), динамические (живое слово, музыка, мимика, танец, диалог, и т.п.), модальные (цвет, объем, пространство, тембр, композиция и т.д.).

Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

  • выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
  • количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
  • всякий избравший те или иные средства работник должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
  • имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно – досуговой деятельности разнообразен.

Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально – культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно – просветительной деятельности.

Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно – просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально – эмоциональной выразительности социально – культурной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)