Спутницы-помощницы Макоши Среча и Несреча

Спутницами Макоши, исполнительницами её воли, её решений являются две славянские богини – Среча и Несреча (Доля и Недоля).

Помощница Макоши, исполняющая добрую судьбу (прядущая добрую нить), именуется на Руси – Встреча (Среча). В старых памятниках это «срешта» или «сърАща». «Усряча» – слово, обозначающее ворожбу, гадание, предопределение: «сряща смотрити от птиць», т.е. поступать в зависимости от того, которая из двух птиц первая подаст голос; предварительно загадав определенную птицу.

«Веруем в волхвы, а ворожу… веруем в поткы… коли где хощемь пойти – которая переди пограет, то станем послушающе, правая или левая ли? Аще ны понграеть по нашей мысле, то мы к собе глаголем: добро ны потка си, добро ны кажеть…».

Русской средневековой «сряще» соответствует сербская «среча», широко представленная в фольклоре. Среча – красивая девушка-пряха, прядущая нить человеческой судьбы. Она помогает людям в сельскохозяйственных делах: «среЪном и петлови jajna носе» («у удачливого и петухи несутся»); помогает и в удалых забавах: «ако бог да среча jуначка».

Имя Сречи происходит от русского сретать, сретить, срести и сресть, сренуть кого, что, встречать, стречать; идти встречу, или соткнуться случайно, повстречать. Земледельческий праздник Сретенье отмечают на Руси 2-го февраля – зима с летом встретилась. Отсюда множество народных примет, с ним связанных. В Сретенье мятель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).

Особо отметим две народные приметы, приведённые В. Далем: недобрая срета – заяц через дорогу, а добрая срета – волк. Следует здесь отметить, что подобная мифологизация волка как положительного божества у славян произошла ранее 23 тыс. лет назад. Например, «в Мезине у очага найден целый скелет волка, кости которого сохранили анатомический порядок. Череп волка был укреплен и на крыше над входом в одно из мезинских жилищ, а вокруг жилища брошены скелеты трех волков» .

Антитезой Срече является «Несреча» – тоже пряха. В славянской мифологии она представляется – седой старухой с мутным взором. «Hecpeчa танко преде» – по мнению Б.А. Рыбакова, это означает, что она прядёт слишком тонкую, легко обрывающуюся нить. По нашему мнению, «тонко» имеет переносное значение – интриги, козни, болезни, заговоры и т.п.

Человек, отмеченный Несречей/Недолей, в русском народе называется – бездольный, бедовик, несчастливец, человек, которому не выпало доли, счастья, бедняк, несчастливец, горемыка. Бездольному нигде места нет. Бездолить кого, лишать надела, доли, части, пая, безучастить; лишать счастья, удела, участи, разорять, обижать, притеснять.

Ты за что бездолишь меня, злая судьба? Бездолят меня соседи, земли не дают. Бездольничать, жить без доли, бедовать, горемыкать. Бездолье ср. бездолица ж. невзгода, беда, горе, несчастье, продолжительное бедствие, безвременье, злыдни, плохая судьба; бездольщина ж. бездолье, невзгода судьбы, рока

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)