Спрос и закон спроса

Спросом является желание и возможность потребителей купить товар по определенной цене, в определенном объеме и в определенное время. Однако желание нельзя назвать спросом.

Спрос – это всегда платежеспособная потребность. Спрос в первую очередь зависит от цены.

Взаимосвязь между величиной спроса и ценой может быть выражена графически. Графический способ позволяет увидеть направления изменения спроса, что создает возможность его прогнозирования.

Главным свойством спроса является обратная связь между ценой на данный товар и величиной спроса. Данная зависимость называется законом спроса. Он гласит, что спрос обратно пропорционален цене на товар.

Это значит, что понижение цены на товар приводит к повышению спроса на него и наоборот.  Закон спроса можно объяснить, во-первых, психологически, т.е. любой покупатель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, чем по высокой.

Во-вторых, можно объяснить с помощью эффекта дохода, т.е. снижение цены на товар как бы увеличивает доход потребителя и создает условия для расширения своих покупок. В-третьих, закон спроса объясняется с помощью эффекта замещения, т.е. высокие цены на данный товар заставляют потребителя искать замену ему среди других товаров.

Различают индивидуальный спрос, т.е. спрос отдельных экономических субъектов на конкретный товар, рыночный спрос – это спрос всех субъектов рынка на данный товар, совокупный спрос – является результатом суммирования всех спросов на всех существующих рынках в приделах экономической системы.

Среди неценовых факторов выделяют следующие:

  • потребительские предпочтения – благоприятные предпочтения увеличивают спрос на данный товар при любой цене, что вызывает смещение кривой спроса на графике вправо вверх, неблагоприятные предпочтения смещают кривую спроса влево вниз;
  • доходы покупателей – с их ростом спрос на товары увеличивается и наоборот;
  • цены на сопряженные товары – эти товары классифицируются на 2-е группы: взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары;
  • ожидание, под которым понимается будущее изменение цен и доходов потребителей. Прогнозируемый рост цен на какой-либо товар увеличивает спрос на него в настоящее время, и наоборот, прогнозируемое снижение цены сдерживает спрос;
  • число покупателей на рынке, их увеличение приводит к росту спроса на товар, а уменьшение покупателей к сокращению спроса.

Изменения цен на товары приводят к изменению величины объема спроса, т.е. при изменении цены осуществляется движение по кривой спроса. Кроме того, на спрос влияют неценовые факторы, они приводят к смещению кривой спроса по всем уровням цен.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)