Специфика социологического знания

Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа. Социологическая наука возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. Социология изучает социальное поведение людей, т.е., «поведение людей, живущих в среде себе подобных».

Человек не может существовать вне общения с себе подобными, вне взаимодействия с другими людьми. Поэтому люди вынуждены учитывать намерения друг друга. Поведение человека, ориентированное на поведение других людей, называется социальным действием. Действие есть по Веберу любое деяние, не деяние или претерпевание, поскольку действующий связывает с ним субъективно значимый смысл.

Если мы хотим идентифицировать действие, то должны понять его смысл, причем не тот объективный смысл, который оно приобретает в глазах окружающих в той или иной связи, а субъективно значимый смысл, смысл для самого действующего. Поэтому мы не можем сказать о каком-то действии, что оно «бессмысленно, если нас удручает его неправильность, несоответствие каким-то образцам.

Интересно
Согласно теории М. Вебера, социальным можно назвать такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Социальное действие может существовать по привычке (традиционно), под влиянием страсти (аффективно), на основе расчета (целерационально) или подражания образцу (ценностнорационально). Социология изучает факторы, механизмы и результаты социального действия.

Социология является наукой в том смысле, что она использует систематические научные методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию.

Но она не может быть непосредственно уподоблена естественным наукам, поскольку изучение человеческого поведения фундаментальным образом отличается от изучения мира природы. Изучение социологии подразумевает способность мыслить с воображением и отстраняться от заранее сложившихся представлений о социальных отношениях.

В социологии существует три уровня анализа социальной действительности: методологический, теоретический и эмпирический. Методологию, по словам Джона Ч. Маккинни, можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника познания действительности.

Социологи должны владеть методологическим мышлением, поскольку они должны понимать план исследования, нормы процедуры, природу выводов и соответствующее использование теоретических систем.

Методологический уровень определяет систему онтологических и эпистемологических (теоретико-познавательных) предпосылок, принципов, подходов, методов познания социальной действительности. Формой существования методологического мышления являются понятия.

Можно выделить три группы понятий методологии:

  1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идеи, концепции, гипотезы, теории, факты).
  2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления).
  3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты (парадигмы, метод, эксперимент).

Методология это не просто учение о средствах и методах мышления и деятельности, а форма организации и в этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. Это означает, что ее нельзя транслировать как знание и набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследятельности и обеспечивая им там полную и целостную деятельность.

На теоретическом уровне разрабатываются теоретические конструкции, с помощь которых упорядочиваются и проверяются на истинность данные, полученные с помощью эмпирических исследований. Теоретический анализ позволяет обнаружить тенденции и законы социального действия.

Социологическая теория есть средство, «с помощью которого мыслительная деятельность, известная как «наука» реализует три свои основные цели:

  • классифицировать и организовать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;
  • объяснить причины, происходящих событий и предсказать, когда, где и как будет происходить события будущего;
  • предлагать интуитивно привлекательное здравое «понимание» того, почему и как должны происходить события».

Формой существования теоретического мышления также являются понятия, которые служат для профессионального описания, объяснения, обоснования, а, следовательно, понимания и научного овладения социальной реальностью.

Оперирование важнейшими понятиями является непременным условием изучения и построения теоретических моделей, установления сходства и различия социологических теорий, посвященных сложным процессам функционирования и развития общества, многообразию действий людей в обществе. Понятийный аппарат социологии позволяет осмыслить эти процессы в динамике и перспективе, перейти к эмпирическим исследованиям, систематическому сбору и анализу данных об обществе.

Эмпирические исследования изучают объект социологии в его объективной реальности, используя соответствующие эмпирические техники и процедуры и индуктивный метод мышления.

Теоретические и эмпирические исследования различаются по объекту, по способам движения мысли, по языку, с помощью которого формулируется знание, по процедуре получения знания. В тоже время эмпирические и теоретические исследования взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)