Сознание

Сознание – многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. История человеческого сознания включает первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.

Сознание – это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Способность различать характеризует психическое вообще. Сознание осуществляется с помощью идентификации, которая является исходным пунктом сравнения и классификации. Они предполагают тождество, различение – нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом – это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией, с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением, чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и другими опытами (иерархия опытов) и, наконец – с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения.

Сознание – соотнесенность знаний, т. е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе. Сознание как совесть – это соотнесение «знания добра и зла», т. е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы в целом – это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов, каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята.

 

В широком смысле проблема сознания – основная проблема философии, а понятие сознания – связующая нить всего гуманитарного знания. В узком смысле это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию:

  • единство сознания;
  • классификация модусов сознания, их иерархия, например вопрос о первичности воли или представления;
  • отношение сознание – тело;
  •  сознание и значение, знак и символ;
  • самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция и рефлексия;
  • сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т. д.);
  • сознание и бессознательное;
  • субъективность и интерсубъективность;
  • сознание и предмет;
  •  внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество);
  • сознание и искусственный интеллект;
  • сознание и идеология;
  • сознание и отражение;
  • виды сознания;
  • цели сознания;
  • сознание и правосознание;
  • структура сознания;
  • функции сознания;
  • общественное и индивидуальное сознание и др.

Различие априори – апостериори определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.

Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание – лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше); «Подобно сознанию, язык возникает из необходимости общения с другими людьми» (Ф. Энгельс). Сознание – принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта.

Трудности проблемы сознания связаны в основном с его загадкой. Она состоит в том, что непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т. д.) явно контрастирует с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем, или с такими понятиями, как «эфир», «флогистон». Американский психолог Е. Толмен отметил: «Сознание имеет место там, где организм в определенный момент раздражения переходит от готовности реагировать менее дифференцированно к готовности в той же ситуации реагировать более дифференцированно… Момент этого перехода есть момент сознания». Способность различения интерпретируется как функция организма и как реакция на уже дифференцированную ситуацию, тогда как сама дифференциация не становится предметом рассмотрения.

Различение – это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного). Различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Значение как различие определяет возможный набор знаков – носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жест регулировщика). Значение – это прежде всего свойство мира как иерархии различенностей, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Предмет становится значимым, когда он обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. В основе иерархии первичных различий и ориентации, определяющих многообразные отношения человека и мира, лежат следующие первичные различия: 1) различие между различением, различенностью и различенным; 2) различие между передним планом и фоном; 3) различие между нормой и аномалией; 4) различие между значением (значимостью), знаком и символом, а также между игрой и тем, что игрой не является.

Способность различать определяет способность направлять внимание, т. е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивым тенденциям.

Первичное сознание, является базовым и, в отличие от рефлексивного сознания, присуще не только людям, но и животным.

Развитие философии и социологии сознания и теории правосознания в XXI в. позволит решить множество социальных проблем, которые сегодня решаются неудовлетворительно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)