Создание логистических информационных систем

Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой. Степень их автоматизации обычно  относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов). Их подсистемы выполняют функции на различных уровнях управления, как правило, используя общий банк данных (рис. 1.7).

Информацию для более высокого уровня получают сжатием данных из детальной базы более низких уровней. Детальные данные передаются на более высокий уровень только в случае значительных отклонений от требуемого или ожидаемого состояния.

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков.

Эти системы обычно разделяются на три группы:

  1. Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
  2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на  обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставке, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.
  3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость и обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания, (то есть актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Для создания информационной логистической системы на уровне производства необходимо сформировать модель такой системы, а затем реальную систему организации информационного потока на взятом как единое целое предприятии.

Одним из подходов к созданию модели информационных потоков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производства к единым компонентам, комбинируя которые можно получить структурную модель для анализа вариантов структуры предприятия.

Структурная модель должна содержать оба основных элемента, а именно: производственные мощности и средства организации материального потока. Комбинируя эти элементы исследователи и организаторы систем делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части.

Основной отличающий их критерий – находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение. Далее определяют, какие данные должны быть собраны, когда обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком.

Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие элементы, создающие базу для информационного контроля над всей структурой материально технического снабжения:

  • тип предмета снабжения;
  • количество или его объем;
  • происхождение предмета снабжения;
  • его месторасположение (размещение);
  • время прибытия в пункт размещения;
  • время отправки из пункта размещения;
  • система транспортировки;
  • время транспортирования;
  • резервирование.

Перечисленные группы составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанавливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения.

Заключительный этап построения информационной модели системы материально-технического снабжения связан с распределением полученных данных по двум компьютерным системам с различными областями функционирования. Одна система (связанная с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства.

В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производственного заказа так же, как и регистрация материалов, уже привезенных с помощью транспортной системы.

На рис. 1.8 представлена наиболее типичная информационная система логистики, функционирующая на отдельно взятом производстве. Эта система имеет ряд особенностей:

  • она всепроникающая – для нее нет закрытых зон, ее каналами связи и датчиками пронизаны все уровни по горизонтали и вертикали;
  • она строго иерархична, управляющие уровни точно очерчены и несут ответственность за вверенные им функции;
  • функции внешних связей приданы лишь определенному уровню иерархии.

Как правило, внешние связи опираются на общественные каналы коммуникаций, хотя возможно использование и специальной закрытой связи. Внешними агентами системы являются рынок снабжения и рынок сбыта предприятий.

Для информационной поддержки сбытовой деятельности фирмы необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

  1. история рынка сбыта (анализ по регионам), типы сбытовых операций;
  2. прогнозы рынка и сбыта;
  3. конкуренция: история, состояние, перспективы;
  4. доля на рынке: история и анализ;
  5. цены и ценообразование;
  6. расходы;
  7. модели рынка (сбыта);
  8. контроль деятельности персонала;
  9. территориальное планирование, циклы деловых поездок, персональное распределение командировок;
  10. источники запросов перехода на новый продукт и пр.;
  11. реестр покупателей;
  12. исходящая и получаемая информация;
  13. печатание и отправка почты;
  14. контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельности;
  15. обсчет сбытовой деятельности;
  16. движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов;
  17. доступ к внутренней и внешней информации, и ряд других.

Формирование информационной системы – сложный и многоплановый процесс, в котором используются достижения современной информационной технологии, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное руководство производственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения всей логистической системы в целом.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)