Современная систематика психологических методов

В настоящее время существуют различные подходы и достаточно развернутые классификации психологических методов. Разнообразие в подходах авторов определяется тем, что (какое основание) положено в основу классификации.

Следует иметь в виду, что та или иная классификация методов не должна рассматриваться в качестве абсолюта или истины в последней инстанции. Каждая классификация имеет как свои неоспоримые преимущества, так и отдельную не- полноту, ограниченность.

И в зависимости от логики научного исследования или изложения исследователь опирается на ту или иную классификацию психологических методов. Поэтому необходимо иметь представление об основных из них.

Существует деление методов на теоретические и эмпирические.

Теоретические методы связаны в основном с формами познавательной деятельности и мышления:

  • гипотетико-дедуктивные — с выдвижением гипотез, восхождением от абстрактного к конкретному, от общих положений к явлениям, фактам действительности;
  • индуктивные — с восхождением от частного к общему, это путь от явлений к их причинам, от фактов, опыта к их обобщениям, умозаключениям;
  • связанные с анализом и синтезом: с одной стороны, мысленного расчленения сложного явления на части, выделение отдельных сторон и свойств в целях детального углубленного исследования; с другой стороны, рассмотрение явления, процесса в его целостности, нерасчлененности;
  • метод абстракции — отвлечение от ряда частных свойств и отношений и выявление сущностных характеристик;
  • методы обобщения, классификации и типизации, моделирования и др.

Эмпирические методы, в свою очередь, можно подразделить на:

  • методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, анкетиро- вание, психологическое измерение и др.);
  • методы обработки и анализа эмпирических данных (параметриче- ской и непараметрической статистики).

Или, что то же самое, по аналогии с другими науками выделяют: теоретические, эмпирические методы и метод интерпретации и описания. Выделяют также методы объективные и субъективные по способу получения данных и степени надежности и достоверности получаемой информации.

Более развернутая классификация методов представлена болгарским психологом Г. Д. Пирьовым (1985), Б. Г. Ананьевым (1977), работами М. С. Роговина и Г. В. Залевского (1988), В. Н. Дружинина (2001).

Таково общее понимание и соотношение теории, методологии и методов процесса научного психологического познания.

Теперь рассмотрим, что же собой представляют методологические, или объяснительные, принципы в общей психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)