Зарубежные концепции личности

Психоанализ З. Фрейда (1856–1939). Учение Фрейда о бессознательном широко известно и не без оснований пользуется большой популярностью. Создавалось оно чрезвычайно биографично.

Фрейд  в первую очередь разрабатывал личные проблемы. Но в целом его учение представляет стройную систему взглядов на структуру личности, движущие силы и мотивы сферы бессознательного, механизмы, периодизацию психосексуального развития и другие проблемы.

Поэтому логика изложения основных идей учения не совпадает с историей их возникновения и разработки.

В ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей: сознательной и бессознательной. Сознательная часть — как верхушка айсберга — невелика и, в общем- то, не имеет существенного значения в психической жизни человека.

Именно область подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе инстинкты и движущие силы, объясняющие все нюансы поведения человека.

Классификации человеческих инстинктов Фрейд не разработал, но выделил две большие группы инстинктов:

  • Инстинкты жизни: голод, жажда, секс, направленные на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные силы, или либидо, — форма психосексуальной энергии, в которой они проявляются.
  • Инстинкты смерти — разрушительные силы, направленные внутрь (мазохизм, суицид) или вовне (агрессия, ненависть).

В соответствии с этим в структуре личности выделяются следующие сферы или уровни:

  • Ид (Оно) — низший уровень — сфера бессознательного. Именно в ней действуют основные группы инстинктов, которые и определяют в основном психическую деятельность и особенности поведения человека;
  • Эго (Я) — уровень сознательной деятельности человека, рационального осмысления своей деятельности и поведения и стремления объяснить их с этих позиций.
  • Супер-эго (Сверх-Я) — высший уровень надсознательных процессов, воспринятых морально-нравственных традиций, норм, под- лежащих категоричному исполнению. Это уровень долженствования — «то, что я обязан делать, исполнять, не смотря ни на что».

Эта модель личности тесно связана со стадиями, возрастными периодами психосексуального развития. Фрейд выделяет следующие периоды:

оральная стадия (0–18 месяцев) — зона сосредоточения энергии либидо — рот, через который происходит удовлетворение главных потребностей существования (сосание, касание, жевание).

Главная задача этого периода состоит в закладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

Фиксация на этой стадии порождает инфантильность, зависимость от взрослых (руководителей), причем может выражаться амбивалентно как в конформном, так и негативном (нонконформном) поведении.

анальная стадия (1,5–3 года) — зона сосредоточения энергии либидо — анус (удержание или выталкивание фекалий). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — приучение к туалету (умение разграничить требования и социальные ограничения, исходящие от родителей).

Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало на этой стадии. Поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника, поддерживающее старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже, может, способствовать развитию творческих способностей.

Фиксация на этой стадии и проблемы формируют упрямство, часто жестокость или аккуратность и бережливость.

фаллическая стадия (3–6 лет) — зона сосредоточения энергии либидо — половые органы, дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями.

Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери (став свидетелями полового акта родителей или рисуя «первичную» сцену в своем воображении).

Доминирующие конфликты и основные понятия: комплекс Эдипа, комплекс Электры, страх кастрации, идентификация с агрессором, зависть к пенису. Следствием разрешения эдипова комплекса является развитие Супер-эго, или совести ребенка.

Неразрешимые проблемы эдипова комплекса являются основным источником последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентная стадия (6–12 лет) — зона сосредоточения либидо про- является слабо (сексуальное бездействие или начало мастурбации). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия (пубертат — половое созревание) — зона сосредоточения энергии либидо — половые органы, когда для удовлетворения либидозного влечения необходим партнер.

И молодой человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его личности (способность к гетеросексуальным отношениям).

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — установление интимных отношений, или влюбленность, внесение своего трудового вклада в общество.

Фиксация на проблемах этой стадии порождает бесчисленное многообразие психических отклонений в развитии личности.

Психическое созревание личности заканчивается в основном в под- ростковом и юношеском возрасте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)