Формирование и развитие личности

Рассматривая предыдущие проблемы, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласны большинство психологов.

Однако их взгляды на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно различаются. Эти расхождения вызваны различным пониманием доминирующих факторов развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Мы видим, что существует очень много различных теорий личности. Представители каждой теории высказывают и отстаивают свое мнение о развитии личности.

Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.

Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации, как подчиняющийся иным, небиологическим законам.

Теории социального научения (бихевиоризм) представляют процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления Я.

В отечественной психологии также сложился достаточно целост- ный подход, рассматривающий основные этапы и механизмы фор- мирования и развития личности. Основные положения этого подхо- да рассматривает в своей книге Ю. Б. Гиппенрейтер.

В качестве критериев сформировавшейся личности выступают: Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в том определенном смысле, что он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого.

В таких случаях говорят, что индивид способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.

В самом общем плане в формировании личности выделяют два этапа, по образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первый этап рождения личности относится к дошкольному возрасту и характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных (преимущественно биологический) побуждений, влечений социальным нормам.

Второй этап рождения личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную осознанную работу по их подчинению и переподчинению. Это способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию.

К слову, ее обязательность зафиксирована в уголовной ответст- венности за совершаемые действия для каждого душевноздорового человека, достигшего совершеннолетия.

В качестве механизмов формирования личности выступают:

  • общий механизм сдвига мотива на цель;
  • механизмы идентификации;
  • механизмы освоения социальных ролей;
  • механизмы социально-психологической адаптации.

Они господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя за- тем также продолжают участвовать в развитии личности вместе с со- знательными формами «самопостроения».

Механизм сдвига мотива на цель в общих чертах мы рассматривали ранее. Проследим его функционирование на самых ранних эта- пах развития личности ребенка. В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему общепринятых норм поведения.

Еще до года ребенку внушают, что ему «можно» и следует делать, а что «нельзя». Здесь особенно следует выделить нормы поведения по отношению к другим людям. Они наполнены требованиями     и разъяснениями, например, такого рода: «Скажи здравствуй», «Спасибо», «А где волшебное слово “пожалуйста”?», «Не отнимай», «По- делись», «Уступи место», «Не обижай маленького» и т. д.

Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами удовлетворения естественных побуждений, а общественными правилами, требованиями и нормами.

Этот процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался поло- жительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. В таких случаях говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или, другими словами, цель приобрела статус мотива.

Механизм идентификации. Первые ярко выраженные идентифи- кации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях.

Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Очень ярко это проявляется в ролевых играх дошкольников, особенно при игре «в семью».

В более позднем возрасте чрезвычайно расширяется круг лиц, из которых выбирается образец — объект идентификации. Им может стать лидер компании, учитель, просто знакомый взрослый, литературный герой и др.

О субъективной важности такого авторитета — объекта поклонения или подражания — говорит и тот факт, что его утрата или разочарование в нем обычно сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.

В более спокойных случаях рано или поздно наступает такой мо- мент, когда образец теряет для личности свою притягательность и субъективную значимость. Это вполне естественно: развивающаяся личность восприняла от образца нечто очень важное и нужное, но у нее свой путь.

Этот феномен дезактуализации образца подражания похож на «сбрасывание старой кожи». Он знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, подъем ее на новую ступень.

При этом оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, которые заставляют ставить новые цели и искать новые образцы и идеалы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)