Современная отечественная этнологическая наука
Программа этнографического изучения широко понимаемого «нравственного быта» включала и исследования отношений в семье, и принципов народного воспитания. Эта традиция начального этапа российской этнографической науки впоследствии была в значительной мере утрачена.
Русская этнография сразу заняла достойное место в мировой науке. В сокровищницу мировой этнографии и антропологии вошли и исследования «экзотических» народов, проведенные русскими учеными.
Его наблюдения их быта, нравов, социального устройства привели к выводам, имеющим глубокий общечеловеческий смысл и во многом определившим этический, гуманистический пафос отечественной этнографии, всегда сохраняющей свою антирасистскую, антинационалистическую направленность.
Удивительно современно и убедительно звучат слова ученого, вскрывшего смысл, логику античеловеческой философии расизма, утверждающей необходимость исчезновения «темных» человеческих рас как низших и более слабых.В развитии языковедческих, лингвистических исследований, которые оказывались своеобразным центром интеграции психологического и этнографического знания, особую роль сыграли работы ученых А. А. Потебни и Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Важную роль языка в формировании национального уклада личности подчеркивал в своих трудах языковед и литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский, выдвинувший теорию национальной психологии.
Язык он рассматривал как главный и незаменимый инструмент национального самоопределения личности, или, говоря современным языком, этнической самоидентификации. Перспективная идея о глубокой взаимосвязи этнологического и этнопсихологического знания с языкознанием нашла свое воплощение в работах русского философа Г. Г. Шпета.Таким образом, ключом к пониманию психологии народа служат его история, культура, язык, творчество. Г. Г. Шпет понимает коллектив прежде всего как взаимодействие его членов, а не простую массу, множество. Поэтому, по его словам, «духовный уклад индивида и есть дух его народа».
Эта идея затронула, как мы увидим в дальнейшем, одну из самых злободневных и широко дискутируемых в современной этнологической науке методологических проблем, касающихся соотношения личности и этноса, этничности как свойства личности, онтологического (т.е. бытийного) статуса этноса.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу