Современная отечественная этнологическая наука

Программа этнографического изучения широко понимаемого «нравственного быта» включала и исследования отношений в семье, и принципов народного воспитания. Эта традиция начального этапа российской этнографической науки впоследствии была в значительной мере утрачена.

Современная отечественная наука этнопедагогические вопросы, проблемы образования и воспитания затрагивает чрезвычайно редко, хотя эти проблемы, столь важные для общества, могут быть решены только при условии опоры на профессиональное этнологическое, взаимодействия этнологии и педагогики.

Русская этнография сразу заняла достойное место в мировой науке. В сокровищницу мировой этнографии и антропологии вошли и исследования «экзотических» народов, проведенные русскими учеными.

Путешественник и исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай провел ставшие знаменитыми и во многом образцовыми для этнографов исследования папуасов Новой Гвинеи.

Его наблюдения их быта, нравов, социального устройства привели к выводам, имеющим глубокий общечеловеческий смысл и во многом определившим этический, гуманистический пафос отечественной этнографии, всегда сохраняющей свою антирасистскую, антинационалистическую направленность.

Удивительно современно и убедительно звучат слова ученого, вскрывшего смысл, логику античеловеческой философии расизма, утверждающей необходимость исчезновения «темных» человеческих рас как низших и более слабых.

В развитии языковедческих, лингвистических исследований, которые оказывались своеобразным центром интеграции психологического и этнографического знания, особую роль сыграли работы ученых А. А. Потебни и Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Интересно
Объясняя развитие языка определенными психологическими закономерностями, А. А. Потебня сформулировал такое понимание народности: «…Народность, т.е. то, что делает известный народ народом, состоит не в том, что выражается языком, а в том, как выражается».

Важную роль языка в формировании национального уклада личности подчеркивал в своих трудах языковед и литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский, выдвинувший теорию национальной психологии.

Язык он рассматривал как главный и незаменимый инструмент национального самоопределения личности, или, говоря современным языком, этнической самоидентификации. Перспективная идея о глубокой взаимосвязи этнологического и этнопсихологического знания с языкознанием нашла свое воплощение в работах русского философа Г. Г. Шпета.

Таким образом, ключом к пониманию психологии народа служат его история, культура, язык, творчество. Г. Г. Шпет понимает коллектив прежде всего как взаимодействие его членов, а не простую массу, множество. Поэтому, по его словам, «духовный уклад индивида и есть дух его народа».

Для обозначения исторической общности, которая обычно называлась «этнос», философ использовал другое, более общее понятие — «комунитет», самостоятельное «волевое единство», которое сообщало этой общности качество «совокупной личности», подчиняющей отдельных лиц, включенных в нее.

Эта идея затронула, как мы увидим в дальнейшем, одну из самых злободневных и широко дискутируемых в современной этнологической науке методологических проблем, касающихся соотношения личности и этноса, этничности как свойства личности, онтологического (т.е. бытийного) статуса этноса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)