Смена основного признака этноса

В результате ее естественной эволюции происходили и происходят этнические процессы. Они выражаются в смене основного признака этноса — этнического самосознания и рассматриваются как процессы разделения и объединения.

Результатом процесса разделения может стать субэтнос (таксономическая единица, находящаяся внутри этноса, обладающая специфической культурой и выраженным самосознанием, отделившаяся от него в результате миграции, но сохраняющая прежнее самосознание).

Субэтнос — явление эволюционное, поскольку предполагает изменение отдельных компонентов этнической системы. Главный критерий завершения формирования субэтноса — оформление «у людей двойного этнического самосознания: сознания принадлежности к субэтносу и этносу» (Ю. В. Бромлей).

Объединительные процессы обусловлены обычно территориальным смешением и большим числом смешанных, межэтнических браков, приводящих к значительной метисации контактирующих этносов (эндогамия).

К таким процессам относится слияние групп людей различной этнической принадлежности или целых этносов с образованием новой этнической общности (миксация, консолидация, интеграция) или сохранением одного из исходных этносов (ассимиляция).

В международном праве предусмотрена защита интересов народов по сохранению этнической языково – культурной специфики.

Помимо эволюционных процессов радикальные общественные преобразования, широкие масштабы урбанизации и модернизация образа жизни людей в XX столетии оказали огромное, можно сказать, необратимое влияние на моноэтническую среду жизнедеятельности того или иного народа.

Интересно
Сокращаются моноэтнические среды жизнедеятельности, ведущие к потере целостности этносов, что особенно характерно для коренных малочисленных народов Чукотки, которые теряют связь с корнями своих культур — забывают свои языки, все больше разделяются между собой.

Нередко они стремятся решить проблемы, связанные только со своим народом, в одиночку, не сотрудничая друг с другом, не в совместном действии, в то время как трудности одного этноса почти полностью идентичны трудностям другого.

Этому способствует и тенденция, наблюдаемая среди молодежи, стремительно утрачивающей аккумулированное культурное богатство своих народов, идущей к обезличиванию своих этносов, которые в большинстве своем не идентифицируют себя с ними.

Конечно, единообразного решения сложных проблем, пусть и похожих, не существует, так как экономические, политические и экологические условия жизни у всех разные, но консолидация сил и действенные, конструктивные совместные решения вопросов необходимы, тем более когда народы имеют общую территорию.

В результате этнических процессов урбанизации и миграции формируются полиэтнические объединения людей на основе группировки различных этнических групп коренного и некоренного населения.

Среда жизнедеятельности полиэтнического объединения, подчиняясь законам природосообразности, определяется естественно – географическими и природными факторами, к которым адаптироваться сложнее некоренному населению, иммигрантам.

Так как отсутствие привычных природных условий, в которых проходила привычная деятельность, может довести человека до мучительной тоски по родине.

Иммигранты в той или иной степени подвержены «комплексу маргинала», возникающему при ослаблении культурной связи с малой исторической родиной и формирующему двойственное самосознание. Не желая быть изгоями в новой среде жизнедеятельности, они стремятся войти в ее культуру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)