Совместные акты государств-членов Европейского Союза

Совместные акты государств-членов представляют собой особую категорию источников вторичного права ЕС. Их отличие от всех остальных источников вторичного права состоит в том, что подобные акты издаются не институтами, органами, учреждениями ЕС, а принимаются непосредственно государствами-членами по общему согласию.

С точки зрения порядка принятия совместные акты, таким образом, сходны с учредительными документами (“Договорами”) как источниками первичного права ЕС.

Однако, в отличие от ДЕС и ДФЕС, совместные акты высшей юридической силой в праве ЕС не наделяются и, более того, не могут противоречить правовым актам Союза, изданным его институтами. В связи с этим в европейской правовой доктрине совместные акты государств- членов часто выделяют в отдельную категорию источников права ЕС, уступающей по силе вторичному праву – “дополнительное право” (франц. droit complementaire).

Совместные акты государств-членов принимаются в двух случаях.

Во-первых, когда учредительные документы ЕС предусматривают принятие определенных мер не институтами, органами, учреждениями Союза, а непосредственно государствами-членами по общему согласию. Например, члены Суда ЕС (кроме входящих в его структуру специализированных трибуналов) “назначаются по общему согласию правительствами государств-членов” (ст. 253, 254 ДФЕС). Акты о назначении подобных должностных лиц ЕС, соответственно, оформляются как “решения конференции представителей правительств государств-членов”.

Другим примером служит установление порядка реализации основного права граждан ЕС на консульскую защиту в третьих странах (за пределами ЕС). С этой целью согласно ст. 23 ДФЕС “государства-члены принимают необходимые положения и вступают между собой в международные переговоры”. Результатом выполнения этой задачи, в частности, стало принятие документа под названием “Решение представителей правительств государств-членов, заседавших в рамках Совета, от 19 декабря 1995 г. о защите граждан Европейского Союза дипломатическими и консульскими представительствами”.

Во-вторых, совместные акты государств-членов могут издаваться и при отсутствии специальных указаний в учредительных документах, в частности, когда возникает необходимость установить согласованные правила по вопросам, по которым институты ЕС не обладают нормотворческими полномочиями. Например, в целях установления единообразных норм международного частного права государства-члены в 1980 г. заключили между собой Конвенцию о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам, которая впоследствии (на основании специального протокола) уполномочила осуществлять ее толкование Суд ЕС.

Однако после наделения ЕС Амстердамским договором 1997 г. соответствующими полномочиями вместо Конвенции в 2008 г. был принят регламент законодательных институтов ЕС с аналогичным названием, который согласно его ст. 24 “заменяет между государствами-членами Римскую конвенцию”.

Итак, совместные акты государств-членов – это акты, принимаемые государствами-членами по общему согласию на основание и (или) в дополнение учредительных документов ЕС. Совместные акты относятся ко вторичному праву ЕС, поскольку не могут противоречить учредительным документам ЕС и Хартии Европейского Союза об основных правах. Они также не должны противоречить правовым актам Союза, издаваемым от лица ЕС его институтами, и могут в дальнейшем отменяться и заменяться последними.

По своей юридической силе совместные акты государств-членов способны быть как юридически обязательными, так и рекомендательными.

Юридически обязательные акты, как правило, оформляются совместными решениями правительств государств-членов или конвенциями между государствами-членами. Акты, не имеющие обязательной силы, обычно принимаются в форме резолюций.

Интересно
В некоторых случаях подобные резолюции принимаются правительствами государств-членов вместе с институтами ЕС (если их предмет частично охватывается компетенцией ЕС, а другой частью – компетенцией государств-членов), например, Резолюция Совета и представителей правительств государств- членов, заседавших в рамках Совета, о подготовке судей, прокуроров и судебных должностных лиц в Европейском Союзе.

В целом роль совместных актов государств-членов в правовой системе ЕС является ограниченной и продолжает снижаться по мере расширения компетенции ЕС и замены ранее принятых государствами-членами совместных актов в форме конвенций законодательными актами ЕС в форме регламентов, директив, решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)