Социальная ответственность в поведенческом менеджменте

Это обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. Социальная ответственность – действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

Социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, эти изменения внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Юридическая ответственность следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов.

Например, содержание токсичных веществ в промышленных стоках, исключение дискриминации при найме на работу, и т.д. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормам, ведет себя юридически ответственным образом, но необязательно будет считаться и социально ответственной.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

  • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия улучшают жизнь местного общества, отсюда следует благоприятные условия и для деятельности бизнеса, формируется привлекательный образ организации. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Вовлеченность организаций в решение социальных проблем становится ожидаемой и необходимой;
  • наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Бизнес располагает значительными финансовыми и людскими ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды;
  • моральное обязательство вести себя социально ответственно. Организация член общества. Нормы морали должны управлять ее поведением;
  • забота организации о благосостоянии своих работников. Курсы переобучения при сокращении и устройство на работу.

Аргументы против социальной ответственности:

  • нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает уровень прибыли, а значит, сдерживает развитие организации;
  • расходы на социальную вовлеченность являются издержками, переносятся на цены. Ослабление конкуренции с организациями, которые не несут затрат на социальные нужды;
  • отсутствие умения разрешать социальные проблемы.

В вопросе отношения руководящих работников к социальной ответственности намечается явный сдвиг в сторону ее повышения.

Организации предпринимают многочисленные шаги в сфере добровольного участия в жизни общества: консультирование по вопросам управления, помощь в очистке территорий, пожертвование на обновление городов, оказание помощи инвалидам, поддержка искусства, спорта и т.д.

Для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Бизнес никогда не развивается в социальном вакууме. И последние десять лет показали как расширилось восприятие общественностью ответственности предпринимателей перед обществом. Это понятие рассматривается глубже, чем ответственность за экономический рост.

По общему мнению, социальная ответственность каждого производителя должна подразумевать под собой определенные обязанности. Промышленные производители должны быть вовлечены в решение социальных проблем: от нищеты до подростковой беременности, от преступности до проблем загрязнения окружающей среды. Большинство определений социальной ответственности включают в себя ссылки на то, что производители должны брать на себя решение части социальных проблем помимо чисто экономических интересов.

Основные экономические проблемы, решаемые в производстве социальных аспектов данных проблем, в зависимости от мотивов и намерений человека, ответственного за принятие решений. Например, некоторые управленцы утверждают, что, максимизируя прибыль и, создавая большее количество рабочих мест, их организации участвуют в процессе социальных преобразований, снижая уровень безработицы. Таким образом, эти организации вовлечены в сферу социальной ответственности, так как существуют различные, а иногда взаимонеприемлемые, подходы к сущности понятия социальной ответственности.

Управленцы должны четко осознавать, какой подход приемлем для их организации. И когда будет определена главная идея, которой организация будет придерживаться в своей деятельности, тогда уже управленец сможет просчитывать свои собственные действия соответственно этой идее.

Производство товаров и услуг не единственная цель производителей, далеко не нова. Социологи уже в начале нынешнего столетия отмечали, что каждая организация обязана нести определенную ответственность перед обществом. Общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут на себя часть социальных проблем.

Общественное восприятие социальной ответственности в производстве за это столетие прошло через три фазы. Управление, направленное на максимизацию доходов. Хотя многие обозреватели в начале XX столетия видели необходимость социальной ответственности, большинство населения полагало, что производители ответственны только за свои собственные интересы.

Попечительское управление. Великая депрессия в США, а также расширение профсоюзного движения потребовала от бизнес-организаций уделять больше внимания условиям работы, и это уже можно было назвать элементами социальной ответственности. Профсоюзы заставили организации заниматься не только вопросами прибыльности, но и уровнем заработной платы, пенсионными выплатами, условиями работы и т.д.

В этой второй фазе управленцы были призваны поддержать интересы своих рабочих, осознать их нужды и трудности. Кроме того, необходимо уделять внимание и другим социальным группам: служащим, покупателям, кредиторам и обществу в целом. Социальное управление. Начиная с 60-х годов, управленцы организации действуют в условиях третьей фазы, которая представляет собой восприятие социальной ответственности как неотъемлемого элемента деятельности любой организации.

Эта фаза основывается на том, что управленцы и организации должны быть вовлечены в процесс залечивания социальных болезней. Этот этап характеризуется возросшей социальной заботой со стороны предпринимательских крутов и влиянием потребительского движения.

Соответственно трем историческим фазам социальной ответственности существует три основных философских идеи, которые подчеркивают и предусматривают разумность каждой перспективы.

На современные организации косвенным образом влияет общество, в котором они функционируют. Существует две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственным. Согласно одной из них организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая закона и норм государственного регулирования.

С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Другая точка зрения: организация обязана учитывать социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, окружающую среду. Организация это нечто большее, чем экономическая целостность. Многослойная общественная среда: потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы и объединения, а также работники, могут сильно влиять на способы достижения организацией ее целей.

Согласно этой точки зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности занятости, прибыли и соблюдения закона. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам и ответственно действовать в таких сферах, как среда обитания, здравоохранение, безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)