Конфликты

Слово “конфликт” происходит от латинского confliktus, первоначально понимаемое как столкновение. Это слово в довольно близком, но не тождественном значении применяется в социальной психологии. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт.

Конфликт возникает часто в ситуациях, когда в процессе достижения цели сталкиваются интересы различных людей или социальных групп. Дело заключается в том, что в стремлении добиться поставленной цели, каждый индивид осознанно или неосознанно формирует в глубинах своей психики положительный исход той или иной деятельности.

И когда кто-то или что-то препятствует осуществлению данного намерения, порождается явление фрустарции, вызывающее какую-то форму конфликтного состояния. Обычно под фрустрацией понимают один из видов психической дезорганизации личности, вызванной субъективным восприятием препятствия на пути к цели. Такие препятствия различаются по силе, но оно всегда социальны по своей природе. Если препятствия преодолимые, столкнувшись с ними, личность применяет тактику обхода, и достигает цели своих устремлений. фрустрация здесь не возникает.

Интересно
Если же личность встречается с непреодолимыми препятствиями, картина меняется. Бывает, что ситуация здесь позволяет найти новую цель деятельности, тогда также дело обходится без фрустрации. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели.

Но есть другой не менее значимый подтекст конфликта, в частности, покушение на чувство собственного достоинства личности, человеческое “Я”. Этот подтекст появляется в системе межличностного общения, в производственной обстановке, при проведении массовых мероприятий. Обычно это разносы начальства, различного рода колкости юмористов, проработка людей на коллективных мероприятиях. Опросы и наблюдения показывают, что нередко в качестве подтекста выступает бестактная критика. Хотя известно, что критика жизненно полезна и необходима.

Причиной же конфликта она становится лишь потому, что теряет свои основные черты заботу об общем деле и гласность. Критика при отсутствии гласности воспринимается людьми без всякого энтузиазма, она порождает у них реакции защиты, а потому обычно ведет к стрессам. Однако в любых ситуациях фрустрации критикуемый видит “виновника зла”, против которого начинает вести психологическую, нередко и физическую борьбу.

Конфликт в той или иной степени своего проявления имеет место почти в каждой встрече или беседе, но особенно часто создается конфликтная ситуация во время ведения коммерческих переговоров. Конфликты не антагонистические противоречия: они реально преодолимы. Необходимо только терпение и настойчивость. Наличие этих двух качеств – обязательное условие их преодоления. Поэтому не стоит драматизировать деловые конфликтные ситуации и критически настраивать на них участников.

Каждая организация должна быть готова к конфликтам, знать их причины, а также владеть “техникой ” преодоления и профилактики возникающих разногласий на уровне межличностного общения. Конфликты нельзя оставлять без внимания. Фактор времени может оказаться решающим, так как конфликт и пожар страшны своим разрастанием, которое происходит обычно по схеме (рис. 6):

Конфликты

Это объясняется тем, что участники конфликта ищут поддержки у других, особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт обрастает новыми участниками. При этом эмоции все время нарастают. Это свидетельствует о том, что получив информацию о конфликте необходимо действовать, а не ждать его разрастания. Однако конфликты носят не только отрицательный, но и положительный характер.

Характерными признаками конфликтной ситуации являются:

  • установление фактов унижения достоинства личности в официальной или неофициальной обстановке;
  • резкое изменение в отношении к деятельности (функциональным обязанностям);
  • уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных (вышестоящих) начальников;
  • обоюдное или одностороннее словесное или физическое оскорбление;
  • замкнутость, уединение, подавленность отдельных лиц в условиях деятельности;
  • формальная постановка работы по управлению персоналом;
  • негативные суждения об окружающей обстановке, о сослуживцах.

Существование конфликтов в большинстве организаций отрицается как можно дольше. Считается “неприличным” вести речь об определенных проблемах, о которых другие люди или группы могли бы иметь иное мнение. Чтобы более эффективно проводить в жизнь собственные решения, их очень часто готовят в строгой изоляции от противоположной стороны. Принятие частичных решений должно показать, что окончательное решение является неминуемым следствием сложившихся условий.

Мнение противоположной стороны выслушивается больше для того, чтобы опровергнуть его, а не для того, чтобы его учесть. Открытая дискуссия начинается только тогда, когда стороны считают, что их позиции достаточно защищены. Лица с иным мнением расцениваются как личные враги.

Нападение на собственное мнение воспринимается как нападение на вышестоящую организацию. Например, сопротивление перестановке кадров истолковывается как “сопротивление руководству организацией” или как “это вмешательство в собственную область ответственности”.

Результатом является возрастающая поляризация позиций. Тот, кто овладел искусством понимания жизни, знает, что проблемы существуют не для того, чтобы страдать от них. Напротив, препятствия, конфликты редко становятся барьерами для достижения успеха, они даже нужны для победы, так как побуждают к действию. Конфликты часто уже наполовину разрешаются, когда они наконец-то правильно трактуются. Становятся видны новые горизонты.

Необходимо учитывать три основных фактора реагирования на конфликт: невосприятие конфликта как личного оскорбления. Конфликты, которые служат делу, не соотносят с собственной персоной; постановка себя на место другой стороны; отсутствие спешки при формировании выводов. Необходимо некоторое время, чтобы осмыслить создавшееся положение.

В конце концов, конфликт не является “громом среди ясного неба”, поэтому лишние день-два не повлияют на преодоление конфликта! Изменение отношения к конфликтам практически означает изменение взгляда на жизнь. Новый взгляд на конфликты позволяет уверенно и даже творчески находить из них выход. Видение в неудачах или в трудностях новых возможностей важный шаг для превращения кошмара конфликтов в нахождение решений.

Не следует смотреть на конфликт как на возможность чего-то достичь в жизни, если у вас нет механизма обработки негативных мыслей. В таких случаях может помочь самоанализ, но одного его явно не достаточно. Чтобы противостоять чувствам отчаяния, неполноценности и беспомощности, чтобы самоутвердиться, необходимы действия.

Когда происходит столкновение с конфликтной или любой другой трудной ситуацией в жизни, так и хочется сказать что-нибудь вроде “зря старались”, “какой мне смысл “или “все равно ничего не выйдет”. Каждая из таких фраз может стать самосбывающимся пророчеством. Но не следует очертя голову кидаться в любую ситуацию, не оценив ее с точки зрения осторожного, а иногда и негативно настроенного эксперта. В опасных ситуациях тормоза и сомнения могут уберечь от неприятностей.

В трудных ситуациях всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое “изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление”. Взгляд на проблемы, в т.ч. и на конфликты, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.

Один из лучших способов на практике осуществить изменение к конфликту изменить свой язык. Необходимо постараться вдуматься, что необходимо избегать негативных предсказаний, которые имеют свойство сбываться. Заменить мысль: “Это невозможно” мыслью: “Вот это возможность!” и можно увидеть, что будет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)