Деловая этика

Среда функционирования предпринимателя рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри организаций) регулируются неписанными законами рынка, то есть этикой.

Интересно
Этика одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин “этика” был введен еще Аристотелем, который заметил, что этика “помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться”. Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

Этика – это, прежде всего, отрасль знания, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Управленца должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

Существует “профессиональная этика”, речь идет о нормах поведения управленца, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика – это этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации, использование этических методов конкуренции.

Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между организациями, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы полезно знать основные моменты национального делового этикета. Эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.

Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели продуктивного типа, чья деятельность теснее связана с этически ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает возрастающую потребность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для организации. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной деятельности относят:

  • конкурентную борьбу;
  • усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;
  • неудачи с обеспечением должного вознаграждения управленцев за этичное поведение;
  • общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
  • нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение определяется средствами выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет “верхних” границ. Деловая этика это нормы поведения, но нормы, касающиеся предпринимателя.

Постулаты профессиональной этики управленца:

  • управленец убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
  • люди, окружающие управленца, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  • веря в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признание необходимости конкуренции и понимание и необходимости сотрудничества;
  • уважение себя как личность, а любую личность как себя;
  • уважение любой собственности, государственной власти, общественных движений, социального порядка, законы, доверие себе, но и другим, уважение профессионализма и компетентности;
  • уважение образования, науки и техники, культуры, уважение экологии, стремление к нововведениям, ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, терпимость к недостаткам других людей;
  • согласование цели организации с личными целями сотрудников; бесконечное терпение.

Также управленец должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе”, но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, имидж управленца, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

  • правила представления и знакомства, правила проведения деловых контактов;
  • правила поведения на переговорах;
  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
  • требования к речи;
  • культуру служебных документов.

В заключение остается добавить: чем больше управленцев в России заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности. А рост количества людей, “чтящих этический кодекс”, поставит нашу страну на цивилизованный рынок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)