Социалисты

Экономика. Укрепившийся капитализм угнетает всех, не оставляя им никакой надежды.

Экономическая наука. Разворачивается  ожесточенная борьба  представителей разных слоев и классов общества – начало идеологической войны  в обществе. Главная борьба – всех угнетенных  слоев общества с предпринимателями  (капитализмом). При этом на стороне  пролетариата выступают многие представители  предпринимателей.

Прошлый раз  назвал следующих критиков капитализма: сисмондисты, социалисты, историки, коммунисты. И мы рассмотрели первых. Теперь – вторые.

Со­ци­али­сти­че­скую иде­оло­гию от­ста­ива­ли раз­ные на­прав­ле­ния уче­ний.

      Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации  существовали всегда. Первоначально они приняли форма религиозных движений. Скажем,  с этой точки зрения Христос был социалистом и даже коммунистом. Это первая ступенька к социализму.     

СОЦИАЛИСТЫ-УТОПИСТЫ. Уто­пи­че­ский со­ци­ализм был сим­пто­мом, вы­ра­зи­те­лем меч­та­ний народа, про­ле­та­ри­ата, став­ше­го мас­со­вым клас­сом при ка­пи­та­ли­зме. Со­де­ржа­ние идей уто­пи­че­ско­го со­ци­али­зма от­ра­жало стрем­ле­ние за­рож­да­юще­го­ся про­ле­та­ри­ата к пе­ре­устройс­тву об­щес­тва в ин­те­ре­сах на­ро­да. Осно­вой это­му бы­ла кри­ти­ка ка­пи­та­лизма.

            Вторая ступень – социалистические идеи  ХV века.   К числу его первых представителей относится английский гуманист и  писатель Томас Мор, написавший книгу «Утопия». Это была фантастика об идеальном строе, где нет частной собственности,  производство и сбыт   обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а  распределение осуществляется по потребностям.

            Другим представителем утопизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу «Город Солнца». Это был  монах-доминиканец, проведший 27 лет в тюрьмах, в которых он и написал эту книгу. В этой фантастике также были идеальная община людей, которые жили без семей и частной собственности, детей воспитывало государство, труд был обязательным и длился 4 часа в день, процветали  наука и просвещение.

            Были и другие представители этого социализма, в том числе  француз  Мабли (1709-1785), Жан-Жак Руссо (1712-1778) и другие.

Расцвета, наибольшего значения  социалистические взгляды приобрели  к концу ХVIII и началу ХIX века. Причиной была пауперизация основного класса общества – наемных работников или пролетариев.  В этот период в полной мере проявились неблаговидные черты капитализма  – накопление капитала в руках немногих субъектов, поляризация общества, пауперизация трудящихся.

Все это и породило критику капитализма  представителями разных слоев общества. Антикапиталистические идеи широко пропагандировались в художественной литературе, в том числе и в фантастике,  в публицистике, в научных трудах. Многие выдающиеся умы человечества выступили поборниками  новых экономических порядков,  основанных на принципах свободы, равенства, братства, коллективизма,  справедливости и т.п. Все это и получило название утопического социализма.

В «Манифесте Коммунистической партии» говорится, что  западноевропейский социализм  – «это фантастическое описание будущего общества возникает  в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества».

Взгляды социалистов-утопистов не опирались на сколько-нибудь строгие теории, не имели под собой экономической основы. Они  были мечтаниями разного рода. Тем не менее, его представители «смотрели в ту же сторону, куда шло и действительное развитие; они действительно опережали это развитие» (Ленин).

Классики буржуазной политэкономии считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты рас­сма­три­ва­ли об­щес­тво как ис­то­ри­че­ский (эволюционный) про­цесс сме­ны ста­дий, сту­пе­ней и т.п. С этой точ­ки зре­ния, они доказывали, что ка­пи­та­лизм не яв­ля­ет­ся веч­ным об­щес­твом, име­ет пре­хо­дя­щий ха­рактер.     

Со­ци­али­сты-уто­пи­сты об­ли­ча­ли по­ро­ки ка­пи­та­ли­зма – ни­ще­ту, анар­хию и т.п. Они до­ка­зы­ва­ли, что ка­пи­та­лизм не обес­пе­чит счас­тья на­ро­ду, не при­ве­дет к все­об­ще­му бла­го­денс­твию.   Критикуя капитализм они заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовали просвещению народа.

Со­ци­али­сты-уто­пи­сты не бы­ли свя­за­ны с про­ле­та­ри­атом, а по­это­му и не мог­ли раз­ра­бо­тать про­ле­тарс­кой иде­оло­гии, уче­ния об ис­то­ри­че­ской мис­сии про­ле­та­ри­ата, не­об­хо­ди­мо­сти клас­со­вой – иде­оло­ги­че­ской, по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской бо­рь­бы по­след­не­го со сво­ими экс­плу­ата­то­ра­ми. Они ви­де­ли в про­ле­та­ри­ате то­ль­ко стра­да­ющий на­род, ко­то­рому нуж­на по­мощь и ко­то­рый са­м не спо­соб­ен на са­мо­сто­яте­ль­ную бо­рьбу.

На вершине утопического социализма стояли Сен-Симон, Фурье  и Оуэн. Все они предрекали гибель капитализма, настаивали на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации. Они называли ее по-разному: Сен-Симон – индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом.

Рассмотрим конкретнее взгляды каждого из них.

Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760 1825 гг.). Сен-Си­мон  арис­то­крат, граф  по про­ис­хо­жде­нию. Он написал много произведений: «Письма  женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1825). Он интересовался главным образом социологией.

Он со­де­ржа­те­ль­но трак­то­вал пред­шес­тву­ющую ис­то­рию раз­ви­тия об­щес­тва и при­зна­вал не­об­хо­ди­мость бур­жу­аз­ной ре­во­лю­ции. По его мне­нию, бур­жу­аз­ная ре­во­лю­ция не за­вер­ши­лась по­то­му, что во гла­ве го­су­дарс­тва стал про­межу­точ­ный класс – чи­но­вни­ки, юрис­ты, во­ен­ные. Он счи­тал, что про­мыш­лен­ни­ки долж­ны ру­ко­во­дить об­щес­твом. В свя­зи с этим он опре­де­ля­л за­да­чи со­вре­мен­ной ему пе­ре­ход­ной эпо­хи, про­тес­то­вал про­тив экс­плу­ата­ции, сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­те­льства.

По его мне­нию, дви­жу­щей си­лой об­щес­твен­но­го раз­ви­тия бы­ла на­ука и соответственно – просвещение. И имен­но наука тре­бо­ва­ла ид­ти да­лее в общественном развитии. Он тре­бо­вал со­зда­ния ин­ду­стри­аль­но­го об­щес­тва на осно­ве круп­ной про­мыш­лен­но­сти. Эта про­мыш­лен­ность бу­дет управ­ля­ть­ся из еди­но­го цен­тра и ра­бо­тать по пла­ну. При­да­вал он  зна­че­ние и бан­кам как ин­стру­мен­ту ор­га­ни­за­ции рынка.

По его мне­нию, ну­жен прин­цип обя­за­те­ль­но­сти труда.

Он ис­хо­дил из прин­ци­па мир­но­го раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий и бо­ль­шие на­де­жды воз­ла­гал на просвещенных мо­нар­хов. Ну­жен вы­куп зе­мель … Его по­сле­до­ва­те­ли – сен­си­мо­ни­сты раз­ви­ли его уче­ние, но  бы­стро со­шли с ис­то­ри­че­ской арены.

По Сен-Симону идеал состоит в том, что  (с 432?) «Общество должно быть организовано согласно заранее выработанному общему плану и что сообразно этому плану им следует неустанно руководить в целом и  в деталях»

Исходя из исторической концепции, Сен-Симон призывал  при изучении настоящего постоянно заглядывать в прошлое, так как «всякий анализ настоящего, взятый изолированно может дать только  весьма поверхностные или даже совершенно ложные выводы», смешивает «пережитки угасающего прошлого и зародыши восходящего будущего».

У него были последователи, которые пользовались популярностью определенное время. Затем его школа распалась.

 Шарль Фурье (17721837 гг.), Франция.  Он был тор­го­вым слу­жа­щим, по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние. Всю жизнь был торговым агентом.

Ис­ход­ным пунк­том его уче­ния яв­ля­лась тео­рия страс­тей (потребностей).

При этом каж­дую сту­пень де­лил на четыре ста­дии: детс­тво, рост, упа­док, дрях­лость.

Связь ис­то­рии об­щес­тва с опре­де­лен­ны­ми эта­па­ми раз­ви­тия про­из­водс­тва пред­став­ля­ет до­сти­же­ние Фу­рье. Как и Сен-Си­мон, он пре­кло­нял­ся пе­ред ге­ни­ями, де­яте­ль­ность ко­то­рых ле­жит в осно­ве об­щес­твен­но­го про­гресса.

Эман­си­па­ция жен­щин есть ес­те­ствен­ное ме­ри­ло об­щей эман­си­па­ции. Его кри­ти­ка ка­пи­та­ли­зма шла по мно­гим на­прав­ле­ни­ям: про­ти­во­ре­чия меж­ду ин­те­ре­са­ми клас­сов, де­ле­ние об­щес­тва на бо­га­тых и бед­ных, анар­хия рын­ка сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, рас­то­чи­те­ль­ность бур­жу­азии …

Он разработал уче­ние о бу­ду­щем об­щес­тве, ко­то­рое долж­но со­сто­ять из фа­ланг по 2000 че­ло­век, в которых сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство.  Они за­ни­ма­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но се­льс­ким трудом.

Он указывал на экономические кризисы и видел их причину – анархия общественного производства, бедность трудящихся. Фурье называл     кризисы бедствием от изобилия.

Он предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий: колониальной, морской, кооперативной, казенной.

Фу­рь­е­ризм про­яв­ляется сегодня в  ком­му­нарс­ком (общинном) дви­же­нии – су­ще­ствовании  ком­мун в настоящее  время во многих странах.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.), Англия. Про­ис­хо­дил из мел­ких ре­мес­лен­ни­ков, стал ка­пи­та­ли­стом, со­вла­де­ль­цем четырех фаб­рик. Все свои средс­тва тра­тил на из­ме­не­ние об­щес­твен­но­го строя, на ор­га­ни­за­цию ко­опе­ра­тив­ных об­щин как яче­ек но­во­го об­щества. Он вы­сту­пал про­тив част­ной собс­твен­но­сти как при­чи­ны всех бедс­твий, пре­ступ­ле­ний, по­ро­ков ка­пи­та­лизма.   

Являясь менеджером предприятий он видел главные причины  пьянства народа:

Нищета – невежество – пьянство

В связи с этим он экспериментально доказал справедливость своих идей.

Оуэн был про­тив­ни­ком клас­со­вой бо­рь­бы, об­ра­щал­ся с пла­на­ми пе­ре­устройс­тва об­щес­тва к си­ль­ным ми­ра се­го – по­ли­ти­кам, од­но­вре­мен­но  был бли­зок ра­бо­че­му классу.

Он про­во­дил эко­но­ми­че­ские экс­пе­ри­мен­ты на сво­их пред­при­яти­ях, с по­мо­щью ко­то­рых до­ка­зы­вал вы­год­ность его идей об­ществу;  де­та­ль­но раз­ра­ба­ты­вал про­ек­ты бу­ду­ще­го об­щес­тва: ра­цио­ны пи­та­ния, устройс­тво зда­ний и т.п.; тра­тил де­нь­ги на пре­тво­ре­ние та­ких про­ек­тов в жизнь.

Он опи­рал­ся на уче­ния эко­но­ми­стов, в част­но­сти Ри­ка­рдо, пред­ла­гал ор­га­ни­зо­вать спе­ци­аль­ные об­мен­ные пунк­ты на осно­ве тру­до­вых из­де­ржек. И та­кие опы­ты про­во­ди­лись (ба­зар спра­ве­дли­во­го об­ме­на), но ока­за­лись оши­боч­ны­ми. Вмес­то на­сто­ящих на них долж­ны бы­ли быть ра­бо­чие де­нь­ги (кви­танции).

Он опро­верг за­кон на­ро­до­на­се­ле­ния Ма­ль­туса.

ТЕОРЕТИКИ, ПУБЛИЦИСТЫ

Т. Годс­кин (1787-1869 гг.) про­ана­ли­зи­ро­вал экс­плу­ата­цию на­ем­но­го тру­да с по­мо­щью тео­рии Ри­кардо.

У. Том­псон (1785-1833 гг.) лен­длорд, последователь Оуэна.

Д. Грей (1798-1850 гг.), Д. Брей (1809-1895 гг.) – пуб­ли­ци­сты, которые писали не на­уч­ные трак­та­ты, а пуб­ли­ци­сти­че­ские со­чи­не­ния для ра­бочих

ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗМА.

Чар­тизм (30-40 го­ды Ан­глия) – ра­бо­чее дви­же­ние, за­щи­ща­ющее ин­те­ре­сы тру­дя­щихся.

Вей­тлинг (1808 – 1871 гг.) – ор­га­ни­за­тор ра­бо­че­го дви­же­ния  в Гер­мании.

Бланкизм – заговорщическое революционное   движение Франции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)