Соотношение культуры и цивилизации

Как определение культуры не давало полной картины того, что имелось в виду под стоящим за ним понятием, так и определение цивилизации, хоть и в меньшей степени, но требует существенных уточнений. И хотя эти два понятия – культура и цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя предполагать наличия четкой границы между ними.

Чем ближе они соприкасаются и даже взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о высоком уровне как культуры, так и цивилизации. Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городскогожителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу, отече.

Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более значительную роль играют внешние факторы. В научный контекст слово цивилизация (как и культура ) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация). В марксистской литературе под «цивилизацией» понималась просто материальная культура. Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию.

Интересно
Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основныхжизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала. Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Культура – это уникальность и неповторимость. Здесь не может быть ничего одинакового, копирующего. Каждое явление культуры неповторимо само по себе. Но плюс к этому оно неповторимо и по тому, как оно воспринимается, переживается, оценивается. Что же возникло раньше – культура или цивилизация?

Автор разделяет мнение тех ученых, которые считают, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры.
Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой-нибудь костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда, условно говоря, и началась цивилизация.

Культура – это творчество, открытие, уникальность. Цивилизация – повторение, усреднение. Цивилизация как совокупность норм, правил и требований навязывается человеку, он принужден их выполнять, если он считает себя цивилизованным человеком. Культура – это всегда свобода выбора и предпочтений. Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие, испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).

Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать цивилизованным нормам (если его не устраивает полная изоляция от людей). То есть приобщение к цивилизации происходит даже без особого желания со стороны индивида, в определенной степени принудительно. Приобщение же к культуре невозможно без личной заинтересованности. Культурный человек – это человек, добровольно, сознательно выполняющий то, чего можно было бы и не делать, но именно выполнение этого приносит ему радость и удовлетворение, духовное обогащение и осознание полноты бытия. Для приобщения к культуре, как и для приобщения к цивилизации, необходимо обучение чему-то, овладение определенными приемами, способами действия, рассуждения, восприятия.

Но если знание цивилизованных норм можно иногда «сбросить», то в случае подлинного усвоения культуры человек просто не способен вступить в противоречие с усвоенными им принципами, внутренними убеждениями, моральными установками, эстетическими ориентирами.

Для уточнения соотношения, которое существует между понятиями культура и цивилизация, следует ввести понятие духовность. Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит заключение, что духовность является источником культуры. Таким образом, всё начинается с духовности. Из неё и рождается культура, в свою очередь превращаясь затем в цивилизацию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)