Социологический эксперимент

Социологический эксперимент – один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

  • субъект исследования (экспериментатор);
  •  объект эксперимента – социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;
  • экспериментальный фактор (или независимая переменная) – не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);
  •  экспериментальная ситуация – создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

  • контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;
  • естественный эксперимент – применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;
  • полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;
  • лабораторный эксперимент – проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)