Слуховая модальность
Половые различия по слуховым ощущениям менее изучены, чем по зрительным. В анкете Г. Гейманса (см. Приложение) в начале XX в. был вопрос о музыкальном слухе у женщин и мужчин.
Эксперты обоего пола были единодушны в том, что высокий показатель этого параметра («очень хороший») и среди женщин, и среди мужчин встречается не слишком часто (в 14-15% случаев).
Точно так же эксперты сошлись во мнении, что плохой музыкальный слух чаще бывает у мужчин, чем у женщин. А вот просто хороший его показатель вызвал разночтения во мнениях.
Женщины-эксперты считали, что примерно о половине мужчин и половине женщин можно сказать, что они обладают хорошим слухом. Мужчины-эксперты такой слух чаще замечали у женщин.
Объяснение результатов этого наивного исследования (сегодня никому не приходит в голову изучать ощущения у испытуемых с помощью опроса экспертов), очевидно, может быть связано с гендерными стереотипами.
Женщины (особенно из привилегированных слоев населения, которые могли позволить себе иметь домашнего врача!), как правило, не работали, но в свете должны были блистать — в том числе с помощью музыкальных способностей. И в воспитании девушек большое место отводилось занятиям музыкой.
Возможно, поэтому у мужчин-врачей сложилось впечатление, что они чаще юношей обладают музыкальными способностями, и в частности, — музыкальным слухом.
В настоящее время, когда музыкой занимаются и мальчики и девочки, возможно, хороший музыкальный слух одинаково часто встречается у тех и других. Современным ученым еще предстоит это выяснить.
Данные о более поздних исследованиях содержатся в книге Э. Маккоби и К. Жаклин. Воспользуемся этими данными, сгруппировав их несколько по-иному (по методикам и некоторым возрастным периодам).
Исследования слуховых ощущений
19 работ, выполненных с 1957 по 1973 г. Возраст испытуемых — с рождения до 21 года.
Новорожденные (6 исследований). Метолики:
- различные виды реакиий на звуковые стимулы: двигательная активность; плач (в том числе — его продолжительность); изменение сердечного ритма; ориентация на стимулы;
- используемые звуковые стимулы: звуковой тон; громкие и тихие звуки; музыка; голоса; звук колокольчика; аудиозапись биения сердиа, звука метронома или тишины; аудиозапись плача другого новорожденного; аудиозапись звуков, издающихся различными животными.
Результаты. Превосходства мальчиков не обнаружено. Превосходство девочек отмечено по длительности плача в ответ на аудиозапись плача другого новорожденного. Не было отмечено половых различий по длительности плача в ответ на аудиозапись плача другого новорожденного и по остальным реакциям на звуковые стимулы (5 исследований).
Младенцы (с 3,5 месяцев до 13 месяцев) — 7 исследований. Метолики:
- различные виды реакиий на звуковые стимулы: беспокойство, изменение сердечного ритма, голосовая реакция, ориентация на звук, ориентация на говорящего человека, движение рук, двигательная активность. Используемые звуковые стимулы — звуковой тон, социальные и несоциальные звуки, голоса (в том числе отдельно — мужские), музыка;
- сравнение реакиий на звук голоса матери и незнакомого человека (и обоих голосов с аудиозаписью).
Результаты. Было отмечено превосходство мальчиков по замедлению сердечного ритма в ответ на звуковой тон (6 месяцев) и превосходство девочек по реакции беспокойства на социальные и несоииальные звуки (3,5 месяца), по замедлению сердечного ритма в ответ на музыку (6 месяцев) и по голосовой реакции на звуковые стимулы (6 месяцев). По остальным реакциям на звуковые стимулы половых различий отмечено не было (6 исследований).
Дети и подростки (3-14 лет) — 5 исследований. Метолики:
- различение звуков;
- определение доминирующего уха при предъявлении стимулов слева и справа;
- идентификация невербальных звуков;
- идентификация звуков, издаваемых животными;
- определение речевого слуха (идентификация произносимых слов);
- изучение музыкального слуха (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей);
- определение эксцентричных звуков.
Результаты: мальчики более точно идентифицировали невербальные звуки и звуки, издаваемые животными (5-8 лет). Девочки демонстрировали превосходство в доминировании правого уха при предъявлении стимулов слева и справа (5 лет) и по различению звуков (8 лет). Не было обнаружено половых различий:
- по-различению звуков (3-7 лет);
- доминированию правого уха при предьявлении стимулов слева и справа (6-8 лет);
- определению эксцентричных звуков (11 лет);
- речевому слуху (идентификации произносимых слов) — 5-7 лет;
- музыкальному слуху (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей) — 6, 8, 11, 14 лет.
Взрослые (18-21 год) — 3 исследования. Метолики:
- оценивание звуков, вызывающих дискомфорт (словесный отчет);
- кожно-гальваническая реакция на звуки, вызывающие дискомфорт;
- изучение музыкального слуха (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей);
- подбор английских антонимов к антонимам других языков.
Результаты. Превосходства мужчин не было обнаружено. У женщин было установлено превосходство по реакции на неприятные звуки (считали, что они вызывают больший дискомфорт)— 18-21 год.
Не было установлено половых различий покожно-гальванической реакции на звуки, вызывающие дискомфорт (18-21 год), по музыкальному слуху (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей) — 18,19 лет — и по подбору английских антонимов к антонимам других языков.
Новорожденные разного пола практически одинаково реагируют на разные звуки. Только девочки дольше плачут, когда слышат, как это делают другие дети. Возможно, их большая склонность к подражанию является проявлением начальной социальной реакции присоединения.
Правда, в других экспериментах отличий у мальчиков и девочек не наблюдалось. И все же запомним этот результат и вернемся к нему при анализе реакций на социальные стимулы.
В младенчестве девочки несколько более активно, чем мальчики, реагируют на музыку, различные социальные и несоциальные стимулы (и голосом, и беспокойством), а мальчики — только на звуковой тон.
Однако по целому ряду показателей мальчики и девочки дают сходную реакцию, в частности, на мужской голос (2 исследования) — ив 4, ив8ив 13 месяцев. Также не различались между собой испытуемые обоего пола по реакции на материнский голос и голос незнакомого человека.
Эти результаты свидетельствует о большей «социальности» девочек (но это преимущество очень невелико). В какой-то мере их можно интерпретировать и в плане формирования гендерной идентичности.
Поскольку мальчики обращают большее внимание на мужское лицо (в 3,6 и 9 месяцев), можно предположить, что у них формирование гендерной идентичности начинается раньше, в целом более выражено и идет по «зрительному» пути.
У девочек такой тенденции нет — они скорее осваивают различные социальные стимулы — и мужские и женские лица, и мужские, и женские голоса. Дела еще и в том, что лицо матери и голос матери — это, по-видимому, наиболее часто воспринимаемый и, возможно, особо значимый социальный стимул, поэтому младенцы обоего пола воспринимают его одинаково.
В дошкольном и начале младшего школьного периода девочки лучше различают звуки. Кроме того, у них чаще проявляется эффект доминирования правого уха, когда звуки подаются с разных направлений (этот результат — еще одно подтверждение гипотезы о разном строении и функционировании мозга у мужчин и женщин).
Мальчики лучше определяют невербальные звуки, в том числе те, которые издают разные животные. Возможно, это свидетельство их большей направленности на предметный, а не на социальный мир. Формирование же речевого слуха и музыкального слуха идет примерно одинаково у обоих полов (вплоть до взрослости).
При сравнении взрослых испытуемых (в приводимых мною данных таких исследований всего два) можно выделить только один результат: по сравнению с мужчинами женщины испытывают больший дискомфорт, когда слышат неприятные звуки, причем эта эмоциональная реакция носит оценочный характер (они считают, что звук вызывает сильный дискомфорт), поскольку кожно-гальваническая реакция у них в это время не отличается от реакции мужчин.
Можно ли считать, что женщины преувеличивают свои страдания? Наверное, нет. Проведем аналогию со здоровьем. Выше мы говорили о том, что субъективный фактор здоровья (самочувствие человека, его оценки своего здоровья) так же важен, как и объективное состояние здоровья. Если женщинам очень сильно неприятен звук, то следует с этим считаться.
Возможно, повышенная эмоциональная чувствительность женщин к неприятным звукам объясняет их большую раздражительность ло поводу посторонних звуков в городе, на работе, дома. Это может сказываться на их работоспособности и даже приводить к непониманию и конфликтам во взаимоотношениях с мужчинами.
Вряд ли тому или иному полу следует настаивать на «истинности» своей оценки — необходимо считаться с тем, что оба пола могут не совпадать в своих реакциях.
Среди результатов обращает на себя внимание следующая закономерность: мальчики выдают скорее исследовательскую, а девочки — коммуникативную (эмоциональную) реакцию.
Таким образом, в большинстве случаев по слуховой, как и по зрительной модальности половых различий обнаружено не было, но те результаты, которые свидетельствуют о превосходстве одного из полов, почти всегда говорят о преимуществе женщин.
Поскольку по зрительному анализатору чаще превосходили мужчины, можно поставить под сомнение вывод Маккоби и Жаклин о том, что ни один пол не является ни более «зрительным», ни более «слуховым». Некоторое своеобразие все же наблюдается, и мы оставим этот вопрос открытым — для уточнения в дальнейших исследованиях.
Пока же данные по зрительной и слуховой модальностям плохо сопоставимы хотя бы потому, что по зрительной их гораздо больше.
- Использование различных речевых паттернов на переговорах
- Предпочитаемые способы разрешения конфликта
- Личностные характеристики мужчин и женщин
- Девиантные отношения
- Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье
- Различия в отношении к сыновьям и дочерям
- Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении
- Стили поведения матери и отца
- Разделение видов ответственности за детей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу