Ситуационные факторы в процессе принятия решения

Ситуационное влияние — это влияние, которое осуществляется за счет различных факторов, происходящих в определенном месте в определенное время, и не зависит от потребителей и объектов.

В потребительских ситуациях участвуют люди и различные объекты (товары, реклама), поэтому необходимо различать влияние, которое они оказывают сами и которое происходит за счет самой ситуации.

Основные характеристики потребительских ситуаций:

  1. Физическое окружение — материальные составляющие потребительской ситуации. К ним относится географическое положение, оформление, звуки, запахи, освещение, погода, внешний вид товара и прочее осязаемое окружение интересующего нас объекта.
  2. Социальное окружение — присутствие или отсутствие других людей в данной ситуации.
  3. Время — временные характеристики ситуации, связанные с моментом осуществления поведения (время суток, день недели, месяц, сезон) или относительно какого-то события в прошлом или будущем (например, время осуществления последней покупки).
  4. Цель потребителя — то, что человек должен достичь или выполнить в данной ситуации.
  5. Предшествующее состояние — настроение или условия (количество денег), с которыми потребитель входит в ситуацию.

Ситуация коммуникации — это условия, в которых потребитель участвует в процессе личного и неличного общения. Личное общение заключается в разговоре с продавцом или другими потребителями, неличная коммуникация включает в себя контакты с широким спектром раздражителей, такими как реклама, программы стимулирования сбыта.

Ситуация покупки — условия, в которых потребители приобретают товары и услуги.

Все доступные потребителю данные в момент покупки товара и услуги называются информационной средой.

Ситуация использования — условия при которых происходит потребление. Иногда ситуация покупки и потребления совпадают (обед в ресторане).

Ситуация использования продукта воздействует на тактику и стратегию маркетинга различными способами:

  • важно отразить в сегментировании условия в которых происходит потребление (одежда для офиса, занятий спортом, повседневная);
  • учет ситуации потребления важно для позиционирования товара;
  • изменение ситуации потребления одного продукта воздействует на потребление другого (запрет на курение в определенных местах — жевательная резинка как альтернатива).

Основные характеристики этой среды — доступность информации, ее количество, формы организации (формат информации) и представления (цифровые данные или семантические (превосходный, средний и т.д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)