Система цен и их классификация

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. 

Все цены принято классифицировать по определенным признакам.

По характеру обслуживаемого оборота цены делятся:

  • на оптовые (отпускные);
  • розничные;
  • закупочные;
  • на строительную продукцию;
  • на услуги (тарифы).

По оптовым (отпускным) ценам предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. При этом оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения, а отпускная цена – на товары народного потребления.

По розничным ценам товары реализуются в розничной торговой сети, как правило, населению, в меньшей степени – предприятиям и организациям мелкими партиями или так называемым мелким оптом. На рис. 1.1 представлена схема формирования розничной цены товара.

По закупочным ценам производители сельхозпродукции реализуют ее для последующей переработки государственным и коммерческим организациям.

Цены на строительную продукцию включают сметную стоимость объекта, прейскурантные цены, договорные цены.

Цены на услуги (или тарифы) бывают транспортные, бытовые и коммунальные.

По степени и способам регулирования цены делятся:

  • на фиксированные;
  • на регулируемые;
  • на свободные.

По времени действия цены бывают:

  • твердые (постоянные) – не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту);
  • текущие: по таким ценам поставка продукции осуществляется в данный конкретный период времени. Они зависят от конъюнктуры рынка и могут изменяться в течение срока выполнения одного контракта;
  • сезонные цены действуют в течение определенного периода времени (сезона). Например, сезонные распродажи товаров, осенние цены на сельхозпродукцию;
  • скользящие цены устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления данной продукции.

Система цен состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов цены бывают:

  • франко-склад поставщика;
  • франко-склад потребителя;
  • франко-станция отправителя;
  • франко-станция назначения.

Вид «франко» показывает, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.

В зависимости от территории действия цены делятся:

  • на единые (поясные);
  • региональные (зональные).

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне устанавливаются и регулируются цены на следующую продукцию и услуги:

  • газ природный (кроме реализуемого населению и ЖСК);
  • продукцию оборонного назначения;
  • драгоценные металлы и камни;
  • перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте дальнего следования (кроме пригородного сообщения) и т. д.

На региональном уровне регулируются цены, например:

  • на газ природный – для населения и ЖСК;
  • на оплату населением жилья и коммунальных услуг;
  • на ритуальные услуги;
  • на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении и т. п.

По способу фиксации цены бывают:

  • контрактные – устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в документе о сделке (договоре или контракте);
  • трансфертные – применяются при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия;
  • биржевые (биржевые котировки) – используются при продаже товаров через биржи (валютные, фондовые, товарно-сырьевые);
  • торгов (подрядных) – обслуживают особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный вариант.

По степени обоснованности цены делятся: на базисные цены на товары: применяются в качестве исходной базы (основы) при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой цены на товары с определенными качественными характеристиками. На основе базисной цены определяется цена товара более высокого или более низкого качества (см. метод удельных показателей); справочные: используются в качестве ориентировочной информации при определении контрактной цены, которая фиксируется в документе о сделке; прейскурантные – это цены на товары или услуги, публикуемые в прейскурантах (прайс-листах) фирм-производителей; фактических сделок: учитывают применение различных надбавок или скидок к справочной цене; потребления – определяют все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)