Система налоговых органов Российской Федерации

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (ст. 2 Положения о ФНС).

Основополагающие принципы организации налоговых органов – единство, независимость, централизация и иерархичность построения.

Принцип единства обусловлен принципом единства налоговой политики в государстве. Обеспечение единообразного применения налогового законодательства в РФ требует наличия единого контрольного органа в установленной сфере деятельности. Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы осуществляют свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

Принцип независимости налоговых органов выражается прежде всего в независимости от местных органов власти. Федеральная налоговая служба России осуществляет свою деятельность в установленной сфере непосредственно и через свои территориальные органы.

Местные органы власти и администрация не имеют права вмешиваться в деятельность налоговых органов, изменять или отменять их решения, а также давать им оперативные руководящие указания. Назначение лиц на руководящие должности территориальных органов ФНС происходит независимо от мнения органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Вместе с тем свою деятельность налоговые органы осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

Принцип централизации проявляется в том, что налоговые органы представляют единую централизованную систему налоговых органов, которую можно разделить на четыре уровня (звена):

  • общефедеральный уровень (высшее звено) представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, – Федеральная налоговая служба России, которая возглавляет систему налоговых органов;
  • межрегиональный уровень (второе звено) представляют межрегиональные инспекции ФНС России;
  • региональный уровень (третье звено) – это управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • местный уровень (четвертое звено) – территориальные инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции.

В соответствии с принципом иерархичности построения системы налоговых органов нижестоящие налоговые органы находятся в подчинении вышестоящего налогового органа и подконтрольны им. Вышестоящие налоговые органы имеют право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Решения нижестоящих налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящие налоговые органы.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России. В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением “О Федеральной налоговой службе”, утвержденным Правительством РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (в ред. от 30.07.2014).

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель ФНС имеет 9 заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС.
Структура ФНС России.

  • Центральный аппарат – руководитель ФНС, заместители руководителя и 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе: управление администрирования налогов с доходов физических лиц; управление администрирования налога на прибыль; управление администрирования единого социального налога; управление налогового контроля; управление администрирования косвенных налогов; управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности; управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц; управление налогового аудита; организационно-инспекторское управление; управление контроля налоговых органов и др.
  • Коллегия ФНС – совещательный орган ФНС, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности налоговых органов. Решения Коллегии принимаются большинством голосов ее членов и проводятся в жизнь приказами ФНС.
    Персональный состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в ее заседаниях определяются и утверждаются отдельным приказом руководителя ФНС.
  • Центральная экспертная комиссия ФНС – постоянно действующий орган ФНС, осуществляющий организацию и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации Архивного фонда РФ, находящейся на ведомственном хранении в ФНС и налоговых органах РФ.
    Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ФНС из наиболее квалифицированных сотрудников подразделений под председательством одного из заместителей руководителя.
  • Подведомственные ФНС учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность налоговых органов.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (ст. 5 Положения о ФНС):

1) осуществляет контроль и надзор за:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
  • полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2) выдает в установленном порядке:

  • свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
  • свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

3) осуществляет:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;
  • федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

4) регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) ведет в установленном порядке:

  • учет всех налогоплательщиков;
  • Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
  • государственный реестр контрольно-кассовой техники;

6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

9) устанавливает (утверждает) формы различных налоговых документов:

  • налогового уведомления;
  • требования об уплате налога;
  • заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;
  • уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
  • форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
  • акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123), и требования к его составлению;
  • представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
  • справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
  • представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
  • уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;
  • уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось, другие формы документов;

10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формам налоговых деклараций и иные документы и направляет их на утверждение в Министерство финансов РФ;

11) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности налоговых органов России. Она издает приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные документы, связанные с применением законодательных актов о налогах и других обязательных платежах.

К территориальным органам ФНС России относятся:

  • межрегиональные инспекции ФНС России: межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу; межрегиональная инспекция ФНС по центральной отработке данных; межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
  • управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления;
  • межрайонные налоговые инспекции ФНС.

В основе построения системы налоговых органов находится федеративное устройство Российской Федерации и ее административно-территориальное деление. При образовании межрегиональных инспекций ФНС принимаются во внимание и определенные сферы деятельности, требующие специализации инспекций.

Межрегиональные инспекции ФНС – территориальные органы ФНС, которые входят в единую централизованную систему налоговых органов. В настоящее время действуют: межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам (сокращенное наименование – МИ ФНС России по ___ округу); межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (сокращенное наименование – МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N __);

Межрегиональная инспекция ФНС по центральной обработке данных (сокращенное наименование – МИ ФНС России по ЦОД). Положения о межрегиональных инспекциях ФНС утверждены Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012). Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.

Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя межрегиональной инспекции. Межрегиональные инспекции осуществляют функции налоговых органов на определенной территории или в определенной сфере деятельности.

Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управления ФНС по субъектам РФ (сокращенное наименование – УФНС России по ___) являются территориальными органами ФНС и входят в единую централизованную систему налоговых органов.

УФНС по субъектам РФ находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. Руководитель управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС по представлению руководителя управления.

УФНС по субъекту РФ осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах полномочий налоговых органов.

УФНС по субъекту РФ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

УФНС по субъекту РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

Полномочия управления в установленной сфере деятельности определяются Положением “Об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации”, утвержденным Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).

Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня (ИФНС) – основное звено в системе налоговых органов. ИФНС находятся в непосредственном подчинении управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольны ФНС и управлению.

ИФНС – территориальный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ИФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Правовой статус ИФНС, их полномочия, организация деятельности определяются в Положении “Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня”, утвержденном Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).
ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;
  • осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на подведомственной территории: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • осуществляет проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;
  • взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

ИФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем управления ФНС по представлению руководителя инспекции. Другие работники инспекции назначаются на должности приказом руководителя инспекции.

Руководитель инспекции:

  • организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью инспекции;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет на утверждение в управление структуру инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях инспекции и должностные инструкции ее работников;
  • издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции;
  • назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников инспекции;
  • представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в инспекции;
  • привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

ИФНС является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ, со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет – разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины. Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом РФ.

Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)