Система источников российского патентного права

Отраслевая принадлежность. В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации (п. “о” ст. 71). Основным источником патентного права в России является Гражданский кодекс (часть четвертая ГК РФ, состоящая из разд. VII под названием “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”).

Часть четвертая ГК РФ, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности, построена по пандектной системе: это означает, что в общие положения выделены нормы, имеющие отношение хотя бы к двум институтам интеллектуальной собственности. Собственно патентное право (гл. 72) обособлено от родственных институтов – права на селекционное достижение (гл. 73) и права на топологии интегральных микросхем (гл. 74).

В развитие положений ГК РФ, относящихся к патентному праву, и в силу прямого указания ГК РФ (п. 3 ст. 1247, п. 5 ст. 1546) приняты специальные федеральные законы: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ “О патентных поверенных” и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ “О передаче прав на единые технологии”.

Иерархия законодательства о патентном праве выстраивается в соответствии с общими правилами ст. 3 ГК РФ.

На основании и во исполнение ГК РФ принимаются акты Правительства РФ. К таким актам, в частности, относятся положения о патентных и иных пошлинах, порядок управления правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти имеют в патентном праве огромное значение, которое трудно переоценить. В ГК РФ предусмотрена нормотворческая деятельность в сфере патентных правоотношений нескольких федеральных органов исполнительной власти с различными функциями.

Прежде всего это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Исторически сложилось так, что вначале этим органом было Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки), а затем часть полномочий нормативно-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности была передана Министерству экономического развития РФ (Минэкономразвития).

В настоящее время компетенция разграничена между двумя ведомствами следующим образом: Минобрнауки осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности, за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Соответственно, Минэкономразвития осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности в той части, которая исключена из ведения Минобрнауки.

Минэкономразвития практически полностью обновил нормативную базу, выпущенную ранее Минобрнауки. Так, в настоящее время действуют утвержденные Минэкономразвития в рамках своей сегодняшней компетенции важнейшие административные регламенты о государственной регистрации полезной модели, промышленного образца, изобретения

В целом в числе источников патентного права, утвержденных приказами Минэкономразвития, присутствуют:

  • административные регламенты (помимо названных, это регламенты по ознакомлению с документами заявки, по государственной регистрации перехода исключительного права и по открытой лицензии, по продлению срока действия исключительного права, по досрочному прекращению и восстановлению действия патента и др.);
  • так называемые порядки (ознакомления с документами заявки на выдачу патента, продления срока действия некоторых патентов, выдачи и действия дополнительного патента;
  • правила, требования и иные акты (правила составления, подачи и рассмотрения документов по государственной регистрации объектов, требования к документам заявки на выдачу патента и др.).

Патентное ведомство в ГК РФ именуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Это Роспатент (полное наименование неоднократно изменялось, сейчас это Федеральная служба по интеллектуальной собственности).

В пределах своей компетенции Роспатент издает приказы, которыми утверждает положения, правила, рекомендации, руководства. Некоторые функции Роспатента по секретным изобретениям в соответствии с п. 2 ст. 1401 ГК РФ исполняют иные органы (Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.) и лица (Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”). Указанные органы и лица нормативных актов в сфере секретных изобретений не издавали (или же эти акты засекречены).

В сфере селекционных достижений нормотворческую деятельность осуществляет федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (нынешнее наименование).

Межотраслевые связи. Патентное право является институтом гражданского права. Это не исключает установления административной и уголовной ответственности за нарушение субъективных патентных прав. Вопрос об установлении такой ответственности очень интересовал наших зарубежных коллег, обеспокоенных, что со включением норм о патентном праве в ГК РФ ситуация в России с применением административной и уголовной ответственности для защиты прав в области интеллектуальной собственности “может радикальным образом измениться”.

При ведении переговоров о вступлении России в ВТО вопрос уголовной ответственности за нарушение патентных прав поднимался особо. В связи с этим следует указать, что в российском праве за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству установлена административная (ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовная (ст. 147 УК РФ) ответственность.

Административная и судебная практика. По общему правилу дела, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. Однако традиционно в патентном праве для большой группы споров существует обязательная досудебная процедура рассмотрения дел в административном порядке. Это означает, что суд рассматривает эту категорию дел только в порядке последующего судебного контроля за законностью решения административного органа.

В настоящее время в п. 2 ст. 1248 ГК РФ подтверждена необходимость предварительной защиты интеллектуальных прав в административном порядке в отношениях, связанных:

  • с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения;
  • с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности;
  • с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов;
  • с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением. Решения административных органов по данной категории дел вступают в силу со дня принятия. Они могут быть оспорены в суде.

Система административной юрисдикции в патентных делах и ее соотношение с судебной защитой сложились не сразу. В Законе “Об изобретениях в СССР” содержалось указание об особом Патентном суде. В Патентном законе первоначально система административной юрисдикции определялась как совокупность Апелляционной палаты Патентного ведомства и Высшей патентной палаты.

При этом объявлялось, что решения Высшей патентной палаты являлись окончательными, т.е. не подлежащими судебному контролю. Данное положение было нормальным для практики советских времен, когда считалось, что право на обжалование действий должностных лиц должно было быть прямо установлено законом, но лучше обойтись без этого – это относилось и к отношениям в сфере патентного права.

Для новой России этот подход был неприемлем, на что обратила внимание судебная практика. Так, в сфере патентных прав в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 марта 1994 г. указывалось, что возможность судебного обжалования “решений должностных лиц, государственных органов и общественных организаций” содержалась уже в ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г. и в ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), что само по себе является достаточным для решения вопроса о подведомственности суду патентных споров.

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 9 ноября 1994 г. по товарным знакам был сделан вывод большой обобщающей силы о том, что “все законы и другие нормативные акты, ограничивающие право на судебную защиту, в частности, устанавливающие только административный порядок защиты прав, применяться судами не могут, как противоречащие Конституции Российской Федерации”. Так приходилось обосновывать очевидные для сегодняшних юристов вещи.

С 1 января 1995 г. в ГК РФ появилась норма п. 2 ст. 11, значение которой трудно переоценить: “Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде”. С этого момента судебная практика установила однозначный приоритет п. 2 ст. 11 ГК РФ перед положениями Патентного закона в части “окончательных решений” административных органов.

Становлению судебной защиты способствовало то, что в течение более чем шести лет система особой юрисдикции, предусмотренная Патентным законом, в полном объеме не функционировала. К моменту принятия Патентного закона существовала только Апелляционная палата Роспатента, которая играла, несмотря на свое название, роль первой инстанции при рассмотрении споров в административном порядке.

Вторая инстанция – Высшая патентная палата отсутствовала. Впрочем, для судебной практики это означало только одно: поскольку Высшая патентная палата не создана, защита прав в административном порядке считается исчерпанной после рассмотрения спора Апелляционной палатой, после чего сразу возникает право на оспаривание в суде решения, принятого в административном порядке.

Высшая патентная палата Роспатента в качестве его “постоянно действующего коллегиального органа”, т.е. даже без статуса юридического лица, была образована только Постановлением Правительства РФ от 30 марта 1998 г. N 367. Судебная практика признала такую Высшую патентную палату в качестве второй инстанции, рассматривающей споры в сфере “промышленной собственности” в административном порядке, но о невозможности обжаловать ее решения в суде речи уже не шло. А.П. Сергеев подчеркивал бессмысленность создания Высшей патентной палаты в таком виде, в первую очередь из-за ее зависимого от Роспатента статуса, а также из-за того, что “двойной административный контроль в рамках единого Патентного ведомства за правильностью принятых экспертизой решений, не имеющий аналогов в мировой практике, вряд ли приведет к существенному повышению качества экспертизы, но, несомненно, обернется для заявителей дополнительными расходами времени, сил и средств, необходимых для рассмотрения патентных споров, многие из которых все равно будут рассматриваться в суде”.

Получается, что участь системы административной юрисдикции, предусматривающей две инстанции с последующим судебным контролем, была предрешена, но продержалась эта система достаточно долго.

С 2003 г. в Патентном законе была предусмотрена только одна инстанция – Палата по патентным спорам. Решения Палаты по патентным спорам утверждались руководителем Роспатента, было прямо предусмотрено право на обжалование решений этой Палаты в суде. Фактически Палата по патентным спорам Роспатента была создана на основании Приказа Российского агентства по патентам и товарным знакам от 13 февраля 2003 г. N 19. Правда, говорить о “создании” не совсем корректно, поскольку произошло просто переименование существующей Апелляционной палаты в Палату по патентным спорам.

С принятием части четвертой ГК РФ функции органа административной юрисдикции окончательно перешли к Роспатенту: в соответствии с п. 2 ст. 1248 ГК РФ защита интеллектуальных прав в административном порядке осуществляется напрямую Роспатентом.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р осуществлена реорганизация Палаты по патентным спорам в форме присоединения ее к Федеральному государственному учреждению “Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам”. Среди функций данного Института очень скромно обозначены рассмотрение возражений, касающихся решений по результатам экспертизы заявок на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, и подготовка по ним проектов решений Роспатента.

До 1 октября 2014 г. в ГК РФ еще содержалось упоминание палаты по патентным спорам (именно так, со строчной буквы): предусматривалось, что споры в административном порядке рассматривались “федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и образуемой при нем палатой по патентным спорам”, возражения и заявления должны были подаваться в палату по патентным спорам. В комментариях приходилось объяснять, что “решение по существу соответствующего возражения, хотя и подаваемого в палату по патентным спорам, образуемую при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принимается самим этим федеральным органом”. В действующей редакции ГК РФ устранены всякие упоминания о палате.

В настоящее время фактически действует не Палата, а “коллегия палаты по патентным спорам”. Взаимодействие “коллегии палаты” с Роспатентом строится следующим образом: по результатам рассмотрения возражений, заявлений коллегия палаты по патентным спорам выносит заключение, в котором “приходит к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения…”.

Роспатент принимает решение в соответствии с данным заключением (“отказать в удовлетворении возражения или заявления”, “удовлетворить возражение или заявление”). Заключение коллегии палаты по патентным спорам, в котором содержатся обоснования решения, выступает приложением к решению Роспатента.

Идея специализированного Патентного суда была реализована в России в виде создания Суда по интеллектуальным правам, который начал действовать с 3 июля 2013 г. Высшей судебной инстанцией остается Верховный Суд РФ.

Материалами обобщенной судебной практики в сфере патентного права являются:

  • Постановление Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”;
  • Постановление Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака”.

Существуют также обзоры судебной практики, в которых затрагиваются вопросы патентного права:

  • Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденный информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122;
  • Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23 сентября 2015 г.
    Велико для практики значение решений Суда по интеллектуальным правам и ВС РФ по конкретным делам, связанным с защитой субъективных патентных прав.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)