Синектика и другие инструментальные методы

Другой, тоже достаточно популярный метод стимулирования творчества – это синектика, предложенная У. Гордоном в 1948 г.

Ее основной принцип – сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи.

Преодоление стереотипов восприятия и мышления, пробуждение воображения участников в групповой работе достигается за счет введения в процесс решения задачи следующих приемов:

  • личностное уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, деталью, прибором и т. п.;
  • прямая аналогия – поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других сфер (например, сравнение центральной нервной системы с телефонной станцией);
  • символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования задачи;
  • фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение “как в сказке”, не считаясь с законами природы.

Активизация воображения, фантазии, привлечение образов из очень далеких от содержания задачи сфер опыта помогают разорвать привычные смысловые связи. Помещая объект в совершенно новый контекст, участники открывают в нем свойства, ранее отступавшие на задний план, казавшиеся несущественными.

Так же как и в “мозговом штурме”, основная цель состоит в устранении стереотипов мышления.

Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня (по терминологии Я. А. Пономарева) на другой, актуализировать латентный опыт.

Если “мозговой штурм” направлен на решение задачи “здесь и сейчас” и перенос освоенных способов мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного мышления в виде навыка. Метод синектики имеет те же ограничения в своем применении, что и “мозговой штурм”.

Кроме этих двух широко известных методов, существует ряд других, которые знакомы в основном специалистам в этой области.

С синектикой перекликается метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл). Как видно уже из его названия, главная цель остается все та же – разрушить стереотипы мыслительного процесса, увидеть новое в уже известном. Да и использующиеся для этого приемы напоминают таковые из синектики.

Различие состоит в том, что этот метод предназначен для индивидуального “употребления” и содержит рекомендации по организации творческого процесса не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок.

Вот некоторые из них:

  • стремиться представить объект в неожиданной обстановке;
  • установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад;
  • задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как это получается? из каких частей состоит? для чего это годится?);
  • заходить в магазины и библиотеки, просматривать любую привлекающую внимание литературу;
  • отсрочить решение неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение;
  • фиксировать на бумаге все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней отдаленное отношение.

Совершенно иной принцип лежит в основе метода морфологического анализа, предложенного Ф. Цвикки и также с успехом применяемого в конструкторских разработках и изобретениях.

В отличие от трех предыдущих, этот метод основывается на строгом системном анализе, цель которого – выделить в изучаемой системе основные компоненты-ступени, описывающие какое-либо сложное изделие или технологический процесс.

На использовании алгоритма действий построены и два других метода – рабочие листы (С. Парнз) и АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач (Г. Альтшуллер).

Рабочие листы представляют собой описание последовательности шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы в конце концов решить поставленную задачу.
Первый этап служит для ориентировки в информационном поле изучаемой проблемы. Его итогом является понимание того, какие факты нужны для получения решения и где можно их найти.

Главный этап – это поиск проблем, включающий в себя формулировку всех проблем, вытекающих из поставленной задачи.

Следующий шаг – это поиски идей, которые, как и в других методиках, не должны подвергаться критике на этом этапе. Их оценка производится на другом этапе – поиска решений, где вырабатываются критерии оценки выдвинутых идей и проводится сама оценка.

Наконец, завершающий этап – разработка конкретных путей осуществления каждой высоко оцененной идеи.

Данный метод упорядочивает и организует процесс мышления, поскольку разбивает его на определенные этапы, помогает сформулировать основные вопросы, без которых невозможно продвижение к цели, увидеть, какой необходимой информации недостает. Однако сам поиск информации ничем не ограничен и не направляется какими-либо правилами.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) был разработан Г. С. Альтшуллером в 70-х годах. Он же является автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), практическим приложением которой и стала данная методика.

Изучая в течение многих лет архивы изобретений, автор обнаружил и описал несколько типовых противоречий, которые, по его мнению, лежат в основании подавляющего большинства изобретательских задач, и разработал программы (алгоритмы) разрешения и преодоления этих противоречий.

Альтшуллер утверждал, что, имея в руках его методологию и инструментарий изобретательства, любой человек с инженерным образованием и даже без него способен делать изобретения “по формуле”, а также решать так называемые задачи на сообразительность.

Вышеописанные методы являются средствами организации и стимулирования группового и индивидуального мыслительного процесса. Они применимы к задачам, весьма различным по своему предметному содержанию, например для усовершенствования работы отдельных механизмов, для разработки новых приборов и технологий, для выработки стратегии развития предприятия и для многих других.

Однако все эти задачи объединяет то, что в них довольно четко формулируются исходные условия и они заведомо имеют хотя бы одно решение. Поскольку задачи подобного типа редко встречаются в области фундаментальных научных исследований, использование данных методов для стимулирования творческого мышления ученых-исследователей оказывается малоэффективным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)