Школьное цветоводство

Разъезжая немереными проселками нашей уездной глуши, невольно всматриваешься в однообразные ряды сереньких изб, составляющих наши захолустные деревни. Радуешься, когда между этими избами попадется на глаза построечка более тщательная, обшитая тесом, украшенная затейливою резьбою, с чистыми окнами достаточных размеров.

Интересно
Радуешься, если при этой пристройке усмотришь несколько яблонь и вишен, старую уцелевшую липу. Еще более радуешься, когда перед домиком увидишь скромный палисадничек с двумя-тремя георгинами, с двумя-тремя кустиками сирени или дикого жасмина, когда из окон выглядывают яркие цветочки. Это обыкновенно герани, жадно протягивающие к свету свои глазастые венчики, олеандр, наклонивший к окну свою вершину, обремененную розовыми цветами, пятнистые петунии.

Встречаются и растения менее обыкновенные, добытые из оранжерей соседнего помещика, подаренные городским приятелем. С отрадою подумаешь, что тут живут люди, коим добывание хлеба насущного оставляет минуты досуга и кои не о хлебе едином живут.

Датский ботаник Скоу (Schoun) говорит, что, где в окнах красуются цветы – в доме непременно найдется и полочка с книгами. Примета эта приложима и к нашей глуши. Если не полочка с книгами, то в домике, радующем наш взор цветами на окнах, непременно найдется на столике под божницею Псалтырь, Новый Завет, два-три акафиста, а по разным углам – разные другие книжицы, приобретенные более или менее случайно.

Редко в таком домике живет заурядный крестьянин. По большей части живет в нем причетник, сельский торговец, ремесленник, случайно поселившийся в деревне, или – сельский учитель. Тем не менее, благодаря главным образом последнему, количество цветочков на окнах заметно возрастает. Давно живу на свете, давно разъезжаю по захолустьям, давно заглядываю в окна деревенских изб.

Явление мелкое и в глазах многих, быть может, не заслуживающее внимания. Тем не менее оно наряду со многими другими не лишено серьезного значения. Любовь к природе, понимание ее красот – один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого.

Само познание природных явлений, в широких размерах доступное немногим, в пределах ограниченных доступно всякому. Близкое знакомство с формами и условиями жизни хотя немногих растений есть знание действительно полезное; а такое знание дается именно их культурою, без которой невозможны и плодотворные исследования в высших сферах науки.

Вместе с тем внимательная культура этих немногих растений неминуемо возбуждает наше внимание и ко множеству растений некультурных, окружающих нас, к местной флоре, всегда в связи с местным миром животных составляющей стройное целое, исполненное разнообразных поучений.

Только этим путем, а не устным и книжным преподаванием общих образов природных явлений и основанных на них теорий – преподаванием в начальной школе невозможным, в средней бесплодным, могут быть привиты знания о природе, хотя ограниченные, но действительные, хотя скромные, но полезные, людям, не имеющим ни времени, ни возможности подняться до созерцания всей безграничной области естественных наук.

Вот почему драгоценны и любезны попытки сельских учителей украсить свою школу, обсадив ее обильно цветущими кустами и растениями, свое училище – хоть какою-нибудь, и зимою неувядающею зеленью, свою жизнь – занятием поучительным и из ящным. Редкий учитель не предпринимает чего-либо подобного, и полагаю, что беседа на эту тему будет по сердцу многим из них.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)