Школьная деятельность

В деле столь неизмеримой важности, как начальное образование, в деле, столь настоятельно требующем самого широкого развития, необходимо пользоваться всеми силами, приходящими ему на помощь. Из этих сил первое место принадлежит земствам.

Школьная деятельность их в отношении количественном заслуживает самой безусловной похвалы и благодарности. Нельзя сказать того же об этой деятельности в отношении качественном. Но не нужно забывать, что этим учреждениям была предоставлена деятельность, им совершенно непосильная и несвойственная. Руководство школой было (implicite) им поручено в период крайнего шатания умов, в период бурного разлива идей противоцерковных, в период всеобщего увлечения популярными отголосками западного материализма и позитивизма.

Мудрено ли, что школьная деятельность земств грешила совершенным непониманием роли церковного элемента в начальном образовании, часто враждебностью к этому элементу? Ныне замечается несомненный поворот к лучшему. Строй школ церковно-приходских значительно повлиял на строй школ земских. Многие земские стали оказывать материальную помощь школе церковной. В некоторых земствах даже заходит речь о передаче руководства школами местному духовенству.

Тем не менее пример школьной деятельности земств за минувшее тридцатилетие неопровержимо доказывает, сколь неуместно и опасно предоставлять руководство школой учреждениям, неизбежно отражающим переменчивые настроения минуты. Школа должна стоять вне этих случайных, часто беспорядочных веяний. Она должна стоять на основе твердой и вечной.

Кое-что по школьному делу делается также Министерством народного просвещения. Им устроены кадры правильного надзора, пока невозможного за малолюдством персонала; но кадры эти могут быть пополнены.

Им основаны многочисленные учительские семинарии сомнительного достоинства и несомненной дороговиз ны; но оно, конечно, озабочено тем, чтобы деньги, на них ассигнованные, тратились более производительно.

Им содержится немало образцовых училищ, ничем, кроме дороговизны, не отличающихся от школ, коим они призваны служить образцом; но эти училища наряду со школами иных наименований удовлетворяют местным потребностям.

Интересно
Весьма существенную, хотя и менее видную, роль играет в школьном деле и частная инициатива. Множество прекрасных школ обязаны своим преуспеванием исключительно заботам, поддержке материальной и нравственной живущих на месте образованных попечителей.

Но из этих сил единственная, способная действовать повсеместно, в духе едином и желательном, в пределах точно очерченных и естественных, в связи с прошлым, с благотворным влиянием на будущее, – есть сельское духовенство. Этою силой следует нам пользоваться прежде всего, ее надлежит нам всеми мерами укреплять и воспитывать, очищать и направлять; ибо:

Лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник. Самый желательный из доступных нам сельских учителей есть диакон, подготовленный долгим учительством. Школы низшего разряда никому, кроме священника, поручены быть не могут.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)