Североафриканские культуры европеоидов

Спустя тысячелетие после освоения западных областей Передней Азии, следующим этапом расселения европеоидов-неоантропов за пределы Русской равнины и Европы стало освоение практически не пригодных для жизни территорий Северо-восточной Африки (Египет) – не развитые почвы, отсутствие дождей на протяжении нескольких тысячелетий, отсутствие рек, кроме единственного Нила.

Поэтому вполне естественно, что до того безжизненные территории Египта встретили первых европеоидных переселенцев практически совершенным отсутствием автохтонного населения: местные архантропы к приходу европеоидов отставали от неоантропов на 500 тысяч лет (т.е. всё ещё находились в ашельском времени) и смогли достичь крайне низкой численности. Основная часть африканских архантропов располагалась южнее Сахары и появилась в Египте только после 5-го тыс. до н.э.

Заселившие Египет европеоидные племена разговаривали на языках афразийской семьи, полученной путём смешения неоантропо-европеодной (индоевропейской) семьи, принесённой с просторов Русской равнины, и, для простолюдинов, неандертало-кавказоидной (сино-кавказской) семьи, подмешанной в Месопотамии.

Первой культурой в Северо-восточной Африке стала тасийская культура, которая распространилась в Среднем Египте в 6-ом – начале 5-го тыс. до н.э. – одновременно с иеневской культурой неоантропов центра Русской равнины, буго-днестровской культурой юга Русской равнины, культурами Кёрёш, Караново, Сескло, сформированными также неоантропами в областях, прилегающих к азиатской Анатолии.

Тасийцы, естественно, унаследовали многотысячелетний опыт развития своих предков, поэтому пришли в эти места уже полностью цивилизованным для того времени народом и стали древнейшими земледельцами Египта. Основу хозяйства составляло земледелие (пшеница, ячмень), меньшую роль играли скотоводство (козы), охота и рыболовство.

Покойников хоронили в скорченном положении, завёрнутыми в шкуры или циновки. Характерная керамика – глубокие острорёберные чаши, ковши с ручками, прямоугольные корытца и колоколовидные чёрные кубки с резным орнаментом. Орудия из кремня и известняка (топоры-тёсла, лезвия серпов, зернотёрки), украшения из алебастра, кости, раковин.

В 5-ом тыс. до н.э. в долине Нила распространилась бадарийская культура. Основные орудия изготовлялись из камня, дерева и кости. Поселения располагались на отрогах плоскогорий, жилища сооружались из прутьев, обмазанных глиной, и из циновок.

Основой хозяйства была охота, сочетавшаяся с земледелием и скотоводством. Найдены кости крупного рогатого скота и овец, остатки зёрен (ячмень, пшеница), кремнёвые пластинки от серпа, глиняные сосуды красного и чёрного цвета, ложки и украшения из слоновой кости, каменные подвески-амулеты.

Бадарийскую культуру сменила амратская культура, распространившаяся во 2-й половине 5-го – начале 4-го тыс. до н.э. по всему Верхнему и Среднему Египту и доходившая до Нубии. Хозяйство: мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Орудия труда – из камня и кости; встречаются медные предметы.

Керамика – красная лощёная, часто с росписью белой краской. К этому же времени относящиеся обитатели поселения Меримде-Бени-Саламе (5-го тыс. до н.э., Египет) выращивали злаковые, занимались разведением домашних животных (свиньи, овцы, крупный рогатый скот, собаки), охотой, рыболовством, собирательством.

Жилищами служили тростниковые ветровые заслоны и хижины-ямы. Изготовлялись кремнёвые ножи, наконечники стрел, вкладыши для серпов, каменные топоры, навершия булав, зернотёрки, сосуды. Найдены и костяные орудия. Керамика лепная. Украшения делали из глины, слоновой кости и раковин.

Амратскую культуру европеоидов сменила герзейская культура додинастического Египта (4-е тыс. до н.э.) – одновременная завершающему этапу верхневолжской культуры и начальному волосовской культуры на Руси (центра Русской равнины), культурам Веселиново, Старчево, Винча, Эзеро и дунайским культурам периферии Русской равнины.

На позднем этапе герзейской культуры наряду с каменными орудиями вошли в употребление медные тёсла, кинжалы и др. Хозяйство – земледелие, скотоводство. Начало применяться искусственное орошение.

В конце 4-го тыс. до н.э. появился примитивный плуг. Керамика – красная, лощёная, а также с жёлтым ангобом и красной росписью, изображающей людей, животных, лодки, целые сцены. Статуэтки женщин (славянской богини Макоши) из глины и камня.

В Нижнем Египте в 4-ом тыс. до н.э. распространилась также культура Эль-Омари. На поселениях открыты следы лёгких тростниковых хижин, зерновые ямы и погребения в скорченном положении на левом боку, завёрнутые в циновки или шкуры, без инвентаря. Орудия из кремня (лезвия составных серпов, ножи, наконечники стрел) и другого камня (полированные тёсла, мотыги, зернотёрки), из раковин (рыболовные крючки).

Сосуды глиняные (прямостенные банки и шаровидные бутыли) и базальтовые. В хозяйстве наряду с земледелием (пшеница, ячмень, лён, вика) и скотоводством (бык, коза, собака) значит, роль играли охота, рыболовство и собирательство.

К этому же времени (2-я половина 4-го тыс. до н.э.) относится обнаруженное под Каиром поселение древних земледельцев Маади с жилищами в виде землянок, лёгких ветровых заслонов, хижин из плетёнок, обмазанных глиной, и из сырцового кирпича.

В Верхнем Египте, на левом берегу Нила, севернее Луксора, в 4-ом тыс. до н.э. распространилась додинастическая культура Негада (состоит из огромного некрополя, включающего свыше 2100 погребений, и 2 поселений). Для первого этапа (Негада-I) характерно сочетание производящего земледельческие хозяйства и присваивающего хозяйства охотников, рыболовов и собирателей. Для второго (Негада-II) – характерно земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Посёлки обносились стенами. Орудия из широких ножевидных пластин, покрытых с одной стороны тончайшей ретушью. Обнаружены и медные орудия, как кованые, так и литые, – долота, тёсла, кинжалы, иглы и пр.

В период герзейской культуры Верхний и Нижний Египет представляли два крупных враждовавших объединения. На основе герзейской культуры около 3200 до н.э. возникло древнеегипетское государство. Далее о Египте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)