Семейная педагогика как отрасль педагогической науки

Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании.

Система педагогических наук:

  • общая педагогика;
  • отраслевая педагогика (семейная, производственная, социальная педагогика);
  • возрастная педагогика (предшкольная, дошкольная и педагогика школы;
  • педагогика среднего профессионального обучения; педагогика высшей школы);
  • коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофрено-педагогика, логопедия и др.);
  • история педагогики;
  • частные методики (методика развития речи; экологического, музыкального воспитания).

Семья выступает объектом исследования многих наук, поэтому семейная педагогика тесно связана с такими науками, как философия, социология, демография, психология, экономика, юриспруденция, педагогика, медицина, этнография, история и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

Философия – наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций.

Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Демография изучает состояние и тенденции развития современной семьи.

В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др.

Семья как социальная группа является одним из объектов изучения психологии. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое.

В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений.

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Особо следует отметить такой важный источник развития семейной педагогики, как история педагогики, опыт прошлого. Расцвет теории семейного воспитания пришелся на середину XIX в. Семейная педагогика как наука стала развиваться благодаря трудам П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Педагоги прошлого делали акцент на роли семьи в воспитании, влияния матери на развитие личности ребенка, на необходимости проявления к детям уважительного отношения, о вреде физических наказаний. Учеными поднимались острые проблемы семейного воспитания, которые не теряют своей актуальности на современном этапе развития общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)